Иди на «землю», сынок!
— Алексей Алексеевич, начну с необычного вопроса. Несколько дней назад начался осенний призыв. Насколько я знаю, вы горячий сторонник того, чтобы каждый мужчина обязательно прошел армейскую школу.
— Служба в армии дает мужчине очень многое, он должен пройти армию, тогда он сможет состояться в жизни. Тем более если в дальнейшем планирует посвятить себя работе в правоохранительных органах.
— Вы отслужили в армии, успешно отучились в профильном учебном заведении. А когда пришли в УГРО, почему-то отказались от хорошей должности…
— Когда в 1980 году я пришел в органы внутренних дел, мне действительно предложили должность в управлении. Но возглавлявший в тот момент УГРО края Евгений Полунин сказал мне: «Сынок, если хочешь чему-то научиться, иди на «землю»!» Поэтому, отказавшись от работы в аппарате, я отправился в Первомайский райотдел Краснодара. И не пожалел об этом поступке, потому что многому там научился. Ведь в УГРО всегда работали не за страх, а за совесть.
— Перестройка, лихие 90-е были сложным для милиции периодом?
— Да, нелегко было. Днем и ночью выезжали на убийства, разбои. Кроме того, появились преступные группы, которые совершали преступления, связанные с экономикой, и старались проникнуть в органы власти. Обстановка была непростой, но благодаря поддержке наших руководителей мы были уверены, что преступник обязательно понесет заслуженное наказание, а не будет отпущен через два дня. Трудились мы тогда много, результативно, хотя, конечно, материальная база была бедной.
Месяц ночевали в машине
— Помимо Кубани, вам довелось поработать в разных частях нашей большой страны: КЧР, Дальний Восток, Волгоградская и Ростовская области. Правда ли, что для каждого региона характерны какие-то определенные преступления?
— В каждом регионе есть свой состав преступлений. На Кубани, особенно в 90-х годах, это был передел сфер влияния — на курортах, в строительстве. Причем с курортами были связаны и другие преступления, к примеру, летом к морю вместе с потоком отдыхающих ехали воры-карманники. В Сочи и Краснодаре у нас были специальные подразделения по предотвращению и раскрытию карманных краж.
Однажды в Геленджике, чтобы поймать злоумышленников, совершивших серию краж из машин, сыщикам месяц пришлось ночевать в одном из автомобилей.
Еще одним видом характерных для нашего края преступлений в те годы были нападения на торговцев фруктами, привозивших товар из Грузии, Армении, Азербайджана. Возвращаясь с выручкой назад, они попадали в поле зрения группировки, действовавшей по следующей схеме: на дороге голосовала симпатичная девушка, когда машина останавливалась, она садилась и предлагала интимные услуги. Автомобиль съезжал с дороги, и в это время появлялись остальные участники банды, и, угрожая оружием, забирали деньги. Впоследствии их обезвредили.
Тридцать рублей за маньяка
— Вы помните первого задержанного вами преступника?
— Еще бы! Это было осенью 1980 года, и речь шла о серийном преступнике, я бы даже сказал, квартирном маньяке. За его поимку я получил свою первую премию в 30 рублей.
А было это так. Утром мы находились в рабочем кабинете, когда дежурный сообщил, что в одном из домов на ул. Промышленной девочка, вернувшаяся домой, обнаружила в квартире незнакомого человека с ножом.
Мы разными дорогами отправились на место происшествия. Мой путь пролегал по ул. Новокузнечной. И тут я увидел его. Чутье подсказало, что это именно наш преступник. Быстро поравнялся с ним и, применив спецприемы, скрутил. Это было несложно, я ведь боксер. Оказалось, что задержал особо опасного рецидивиста: на допросах он признался, что совершил около 40 квартирных краж. У этого вора существовала целая философия, если можно так выразиться. Проникновение в чужую квартиру было для него особым ритуалом. А мне он рассказал все это потому, что я вызвал у него доверие.
Нас учили видеть в преступнике в первую очередь человека. Не умаляя того, что совершил, все же попытаться понять, что им двигало, какие мотивы. Когда ты будешь видеть в нем человека, то получишь гораздо больше информации и от него. И, как ни странно, именно таких сыщиков уголовный мир всегда уважал.
— Настоящие сыщики, как вы сказали, люди, целиком отдающие себя работе. У многих по этой причине даже личная жизнь не складывалась. Но вот приходит время отправляться на покой. Легко ли им с эти смириться?
— Многим приходится нелегко. Им сложно найти себе занятие. Бывало и такое, что, устроившись на работу, они вдруг начинали искать вокруг себя преступников, что очень не нравилось начальству. Но, с другой стороны, опыт-то у этих людей колоссальный, и их можно было бы активнее привлекать как опытных консультантов. Только проблемой этой надо заниматься системно.
— А сами вы сейчас чем занимаетесь?
— Я преподаю в филиале Московского университета правосудия уголовное право и криминологию.
— Какие они, нынешние студенты?
— Мне нравится в них сильная тяга к знаниям. Они понимают, что без знаний и соответствующей подготовки в нашем мире сложно чего-то достичь.
Случай из практики
Это произошло в Краснодаре в 1980 году. В то время Алексей Лапин был обычным опером. На территории Первомайского и Прикубанского районов за короткое время было совершено около 50 квартирных краж. Преступники попадали внутрь через форточку, а затем уже через дверь выносили ковры, хрусталь, золотые изделия. А кто может пролезть в такое небольшое отверстие?
Первое, что приходит на ум, — это подросток. Также рассуждали и сыщики. Однако отработка этой версии результатов не дала. Зато в ходе проверок обратили внимание на двоих наездников, которые приехали из Ставрополя на соревнования, проходившие на Краснодарском ипподроме.
Эти двое сняли 2-комнатную квартиру и в перерывах между состязаниями «наведывались» в чужие форточки. Как известно, чтобы мастерски управлять лошадью, жокей должен быть очень легким, по стандартам его вес не может превышать 52,5 кг.
Поэтому пролезть в форточку для этих «спортсменов» не составило большого труда. К концу соревнований арсенал собранных в пустых краснодарских квартирах «трофеев» был завидным. Воров задержали, когда они уже собирались покидать город.
Досье:
Лапин Алексей Алексеевич, генерал-лейтенант полиции. Родился и учился в Омске, хотя его отец — коренной кубанец. Службу начал инспектором УГРО Первомайского РОВД г.Краснодара, завершил — начальником ГУВД по Ростовской области. С 1999 по 2001 год возглавлял Управление уголовного розыска Кубани.
В 2000-м Управление было признано лучшим в стране. Награжден медалью ордена за заслуги перед Отечеством III степени, нагрудными знаками «Почетный сотрудник МВД», «За службу на Кавказе», «Участник боевых действий» и др. Имеет более 30 медалей и именное оружие.