Фото: pixabay.com

Как это было. 30 января 1943 года перед 56-й армией генерал-майора Гречко была повторно поставлена задача — овладеть Краснодаром. Основной ударной силой армии, которой предстояло захватить Яблоновский мост и освободить краевой центр, был 10-й гвардейский стрелковый корпус  под командованием генерал-майора Глаголева Василия Васильевича и его 4-, 5- и 6-я гвардейские бригады.

Камни вместо оружия…

На долю гвардейцев выпали ожесточенные и кровопролитные бои. В них корпус понес большие потери. Согласно сведениям, представленным командованием ЧГВ командующему фронтом генерал-полковнику Масленникову, во время проведения Краснодарской наступательной операции в бригадах 10-го гв. стрелкового корпуса генерал-майора Глаголева были «большие потери (до 5000 человек), понесенные в боях за Горячий Ключ, Ключевую, Шенджий, Тугургой».

Потери гвардейских бригад, наступающих без поддержки авиации и артиллерии и необходимого количества боеприпасов, действительно оказались огромными. Начальник особого отдела 56-й армии капитан государственной безопасности Шарашенидзе в своей справке по 10-му гв. корпусу приводит ужасающую обстановку, в которой гвардейцы корпуса были вынуждены вести наступательные бои. 

Дадим слово самому капитану Шарашенидзе:

— В силу совершенно недостаточного обеспечения боеприпасами части корпуса понесли значительные потери в своем личном составе. Особенно большие потери имеет 4 ГСБР, которая почти вышла из строя, и сильно потрепаны также 5- и 6-я бригады корпуса. Во время боя в селе Шенджий бойцы 6-й бригады, израсходовав имеющиеся боеприпасы, действовали не только штыками, но и применяли камни.

Вот так ни больше ни меньше в переломном в ходе Великой Отечественной войны 1943 году наши бойцы — освободители Кубани — из-за отсутствия боеприпасов были вынуждены применять в качестве оружия камни.

Именно в таких более чем жестких условиях происходило освобождение нашего города. И мы с вами остаемся в неоплатном долгу перед его освободителями и всеми ветеранами Великой Отечественной, такой высокой ценой добывших нам Великую Победу. В этой связи негативные высказывания, которые я даже не желаю повторять, некоторых нынешних персонажей в адрес еще живых ветеранов войны вызывают как минимум сомнение в их умственных способностях, а как максимум — мы видим здесь самое махровое предательство своей Родины.

Жесткие приказы и методы командования

Большие потери во многом были связаны и с тем фактом, что накануне боев в январе 1943-го корпус получил пополнение из слабо обученных и ранее не участвовавших в боях 7000 бойцов, большинство из которых были, как говорится в документе «из числа не русской национальности».

В этих тяжелейших условиях слабо подготовленный к ожесточенным боям корпус продолжил свое наступление на Краснодар, выполняя порой очень жесткие приказы командования. Вот, например, сведения из архивных документов, о которых широкая общественность мало знает — просто в силу того, что о таких событиях Великой Отечественной не принято рассказывать. Тем не менее это тоже правда. 

Так, наступающий на станицу Саратовскую 3-й батальон 6-й гв. бригады: 

— Не доходя Саратовской, в 100 метрах от последней, был обстрелян и залег, не желая продвигаться в указанное село. Личный состав 3-го батальона, в основном состоящий из числа нового пополнения, перешел в наступление только лишь тогда, когда перед строем каждой роты было расстреляно по одному человеку и сзади рот выставлены заградотряды. После проведения этих мероприятий батальон с боем занял Саратовскую,
— отмечал в своем донесении начальник особого отдела корпуса.

Приказ выполнили

В хранящемся в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО) журнале боевых действий Закавказского фронта, составленном старшим помощником начальника оперативного отдела штаба Закфронта подполковником И.М. Жабкиным, приводятся следующие данные, продублированные в донесениях Черноморской группы войск 56-й армии и 10-го гв. стрелкового корпуса:

— 28 января 1943 года 56-я армия продолжала наступление на Краснодарском направлении стрелковыми бригадами, овладела г. Горячий Ключ, Ключевая и находилась в движении на Саратовскую. 10-й гвардейский стрелковый корпус одной бригадой вел бой за Шенджий.

29 января 56-я армия вела бои за Саратовскую, где было блокировано крупное подразделение противника, Бакинскую и овладела Шенджий. 

10-й гвардейский стрелковый корпус занимал следующее положение:

  • 4-я гв. сбр. вела бой на северной опушке леса 0,3 км от Лакшукай;
  • 6-я гв. сбр. 3 кмсеверо-восточнее Шенджий;
  • 5-я гв. сбр. овладела Шенджий.

В боях на подступах к Краснодару наиболее отличилась 6-я гвардейская бригада корпуса, преобразованная из 2-й маневренной воздушно-десантной бригады, которая успешно воевала под Москвой и на Северо-Западном фронте 2 августа 1942 года. За отличия была награждена орденом Красного Знамени. Командовал бригадой будущий Герой Советского Союза подполковник Гавриил Тарасович Василенко, который, несмотря на свои 32 года, был опытным командиром.

Согласно журналу боевых действий 10-го гв. стрелкового корпуса, 29 января 1943 года корпус на основании боевого распоряжения штаба 56-й армии получил приказ наступать в направлении Старо-Могилевский лес восточнее Шенджия, ПТФ, МТФ — с задачей к исходу дня выйти к аулу Тугургой, СТФ и лесу западнее СТФ.

Тридцатого января на основании приказа войскам Черноморской группы войск перед корпусом была поставлена задача — к исходу дня выйти на южный (левый) берег реки Кубани, захватывая переправы на рубеже: Тлюстенхабль, Калиновский, Козет, Яблоновский, и перехватить узел дорог в 2,5 кмюго-западнее Яблоновского. Начало наступления — 30 января в 7.30.

К 7.00 30 января 6-я бригада вышла на рубеж атаки, в течение дня вела бой с группами противника и к исходу дня овладела Яблоновским. Приказ командования был выполнен.

Отличились в боях

После захвата узла стратегических дорог, по которому немцы отводили свои части из Краснодара на Георгие-Афипскую — Северскую и далее, на Крымскую, начались яростные контратаки противника, в которых батальоны бригады понесли большие потери, наибольшие из которых пришлись как раз на 30 и 31 января.

Многие бойцы бригады отличились в этих боях и получили награды. В наградном листе на командира стрелкового взвода 1-го осб младшего лейтенанта Гончарова Ивана Алексеевича говорится о захвате 30 января стратегического шоссе Яблоновский — Энем — Георгие-Афипская, по которому проходила эвакуация вражеских частей из Краснодара.

— В боях с противником 30-31 января 1943 г. со своим взводом оседлал шоссейную дорогу и обеспечил продвижение всей бригаде. Взвод был атакован ротой пехоты противника, он дрался до последнего патрона, но ни шагу назад не отошел, отбив атаку противника. В этом бою был ранен. Достоин правительственной награды — ордена Красной Звезды,
— писал комбат капитан Егоров.

В наградном листе на командира 2-й стрелковой роты 4-го осб Дубченко Александра Ивановича комбат 4-й гвардии капитан Крутяк писал: «В боях за город Краснодар, находясь в своей роте, отбивал контратаки противника, своим примером воодушевляя бойцов. Лично сам уничтожил 25 солдат и офицеров противника. Достоин правительственной награды — ордена «Красная Звезда».