Вениками отжимали в ушат

Добывать черное золото казаки-переселенцы стали с первых лет прибытия на Кубань.
«…Известился я, что имеющуюся на острове Фанагории нефть не только сего войска казаки, но разные посторонние люди собирают», — писал кошевой атаман Черноморского войска Захарий Чепига полковнику Кулику в июле 1793 года. И в этом же письме предписывал запретить этим посторонним ее добывать, а «…казакам войска (разрешить) собирать и продавать для исправления себя всем нужным…» Черноморские казаки воспользовались разрешением кошевого атамана и приступили к поиску нефтяных колодцев. Главным поставщиком черного золота стала казачья Тамань.

На самом деле нефть на Тамани добывали испокон веков. В наследство от турок казакам достались нефтяные источники, которые, правда, были забиты заглушками и завалены. Оставляя территорию русским, предшественники, что называется, засекретили коды доступа к природным богатствам Тамани. Но скоро казаки научились искать нефть. Сначала нефтяные пески промывали водой. Нефть собиралась на поверхности воды, особыми вениками ее отжимали в ушаты. После того как песок в них оседал на дно и нефть очищалась, ее перемещали в деревянные лари. Из двух носилок нефтяного песка получалось ведро нефти (в нефтяном песчаном пласте было примерно 7% чистого продукта). Нефтяную жилу нащупывали тоже незатейливым способом: запускали в землю бур и в углубление вливали немного воды. Если к нему приставала нефть, то там и копали колодец.

Добыча велась только летом — с мая по сентябрь. И так как все природные ресурсы «острова Фанагории» принадлежали Черноморскому войску, нефтяной промысел контролировался казачьей администрацией, а в одно время таманской нефтью даже заинтересовались в Санкт-Петербурге. Организация нефтяного дела на Тамани началась с того, что в 1823 году к открытым и возобновленным здесь колодцам — «копанкам» — был приставлен казак Монька, который занимался добычей нефти. Монька надежды начальства оправдал: он поставил рекорд, добыв из одного колодца 70 ведер нефти.

Не знали, куда применить

Но вот что не давало покоя Войсковому правлению: где применять найденную нефть? Белую нефть тогда использовали в медицине как лекарственное средство, а черную — в качестве смазочного вещества. Правда, в чистом виде смазывать ею колеса и оси не рекомендовалось, только в смешении с дегтем.

«Нанотехнологи» первой половины XIX века рождали новаторские идеи: утилизировать нефть и употреблять для освещения, превращать ее в асфальт и наконец просто продавать. Увы, нынешняя «мировая валюта» имела в то время низкий спрос. В результате нефтяные источники были сданы казачьей администрацией в откупное содержание, то есть в аренду за очень небольшую плату. Как выразился историк Федор Щербина по поводу этой неравноценной сделки, «гора мышь родила».

Первая нефтяная скважина в России

В 1864 году нефтеносные участки у станицы Старотитаровской и поселка Фонтан арендовал отставной полковник Ардалион Новосильцев. Он-то и вошел в историю России как родоначальник отечественной нефтяной промышленности. Выйдя в отставку, он пригласил для поисков нефти американских инженеров. Два года буровых разведочных работ на Таманском полуострове ожидаемых положительных результатов не принесли. Тогда Ардалион Новосильцев перенес поиски нефти ближе к Екатеринодару, в долину рек Кудако, Псебес и Псиф. Именно здесь им впервые был применен способ механического ударного бурения с креплением скважин металлическими трубами, что стало считаться техническим переворотом не только в российской, но и в мировой нефтяной промышленности.

31 августа 1864 года в урочище реки Кудако забила струя чистой нефти. Ардалион Новосильцев сообщал в Петербург, что эта струя нефти «дает без помощи локомобиля и пособий рабочих, посредством одних труб, от 1500 до 2000 ведер каждые 24 часа». Первый в России нефтяной фонтан привлек внимание отечественной прессы.

1864-й — год рождения не только кубанской, но и отечественной нефтяной промышленности. Впервые был совершен переход от ручного способа бурения скважин к механическому. Это событие было увековечено памятником — нефтяной буровой вышкой. Ее соорудили нефтяники в 1937 году в Крымском районе.

В промышленных масштабах

Интерес к кубанской нефти моментально проявили предприниматели из Европы и США. Одновременно с этим начался бум, ажиотаж и «нефтяная лихорадка». Месторождения, бывшие в собственности у Новосильцева, довольно быстро иссякли, но он не останавливался в поисках, тратя на новые бурения все средства, которые заработал на продаже нефти из первых месторождений, и залезая в кредиты. В итоге Новосильцев обанкротился и умер в нищете, но не в забвении — его имя навсегда вписано в историю как первооткрывателя российской и кубанской нефти.

К 1870 году нефти на Кубани уже добывали 1 млн пудов в год. По всей Российской империи начали отправлять геологоразведочные партии, делать пробные скважины. По примеру Кубани нефть начали добывать в Дагестане и на Бакинском полуострове. Россия постепенно становилась нефтяной державой.

В апреле 1911 года Майкопским трубопроводным и транспортным обществом пущен в эксплуатацию нефтепровод, соединивший Хадыженск с Екатеринодаром. А в августе того же года состоялось освящение первого не только в Кубанской области, но и в России предприятия по производству машин и орудий для глубокого бурения. Завод «Кубаноль», на котором они производились, находился за Городским садом, а его контора — на улице Рашпилевской, 43.

В конце августа 1911 года было завершено строительство Екатеринодарского нефтеперегонного завода, построенного товариществом «Гукасов и К», в которое, кроме крупного бакинского нефтепромышленника Гукасова, входили английские капиталисты.

Новый виток развития кубанской нефтяной промышленности произошел после революции. В 1920-е годы в регионе начались геологоразведочные работы. Применение новых технологий опять сделало добычу кубанской нефти экономически целесообразной. Кроме того, кубанская нефть оказалась по своим химическим свойствам ценнее, чем из других регионов страны. «Легкая» кубанская нефть содержит меньше примесей, ее легче перерабатывать, и она отлично подходит для производства авиатоплива. Ее добыча продолжается и в наши дни.

Материал подготовила Марина Аванесова