Терминал расположен в 5 км от берега напротив поселка Южная Озереевка. Анапа на расстоянии от Озереевки по побережью около 20 км. Жители последней действительно часто жалуются в соцсетях на КТК когда дует южный ветер и пары газов с танкеров приносит к берегу.

Сотрудники Роспотребнадзора и Росприроднадзора регулярно измеряют концентрацию вредных веществ в воздухе на береговой линии, в том числе после жалоб местного населения. Санитарные нормы по превышению в атмосфере вредных веществ непревышены – так констатируют надзорные органы.

30 мая в местных пабликах появилась информация о жалобах жителей на запах, напоминающий газ или нефтепродукты. По информации газеты «Анапа», специалисты предприятия «Анапа Горгаз» совершили около 20 выездов на места с газоанализаторами, не указав в какие даты и период это происходило.

Проведенные проверки не выявили наличия сетевого газа в воздухе, нарушений на сетях газоснабжения нет. Аварийных и внештатных ситуаций на территории города-курорта не зарегистрировано. Диспетчер ОАО «Анапагоргаз» пояснил, что причин для беспокойства нет.

Можно предположить, что в Новороссийске альтернативным источником при южных ветрах является якорная стоянка возле мыса Дооб, где десятки танкеров ждут захода в порт, продуваются и осуществляют бункеровку.

Как сообщили в местном МЧС, чаще всего запах обычно является следствием перекачки нефти в морском порту Южной Озереевки.

Когда суда перегружают топливо, такой запах может быть, если ветер дует с моря. Вот сейчас направление ветра изменилось, и запах газа пропал, как вы могли заметить, — комментирует начальник управления ГО и ЧС администрации Анапы Алексей Кишкинов. Иных источников запаха главный спасатель Анапы не пока не усматривает.

Он также заверил анапчан, что специалисты регулярно проводят замеры содержания газа в воздухе. Все в пределах нормы. Аварийных и внештатных ситуаций на территории города-курорта не зарегистрировано.

Причина появления запаха в воздухе связана с технологией заполнения нефтью емкостей танкера, во время которой в атмосферу выбрасывается находящийся там газ. В емкости из-под нефти и нефтепродуктов во избежание пожароопасной ситуации категорически запрещено закачивать содержащий кислород воздух, поэтому они заполняются безопасными в пожарном отношении выхлопными газами двигателей танкера. Таким образом, при заполнении емкостей танкера в воздух выбрасывается смесь выхлопных газов с парами нефти, имеющая весьма неприятный запах.

В портах проблема запаха решается через подключение труб, выходящих из емкостей танкеров, к стационарной портовой системе очистки воздуха. Такая система есть в нефтяном порту Новороссийска. Для плавающих загрузочных терминалов системы очистки вытесняемых газов не производятся нигде в мире. Нам не удалось найти подтверждение существования на практике таких систем. Смысл плавающих терминалов состоит в том числе в том, что они вынесены на значительное удаление, за пределы санитарно-защитных зон.

В настоящее время разработаны и применяются на судах системы очистки выхлопных газов двигателей. Без таких систем запрещен заход судов в некоторые порты мира. Эти системы могут очищать газы, вытесняемые из емкостей танкеров. Однако такие системы очень дорогие, поэтому ими оснащено незначительное число судов. К тому же требования к наличию таких систем на судах относятся к компетенции руководства портов и федеральных органов. В России, по крайней мере в Новороссийске, нет требований к оснащению судов данными системами при их заходе в порт.

Пока существует такая неразбериха на федеральном и региональном уровнях, со своей стороны КТК делает все возможное, чтобы свести к минимуму появления неприятных запахов при загрузке танкеров.

В письме главе Новороссийска Андрею Кравченко (имеется в распоряжении редакции) генеральный директор КТК Николай Горбань сообщил, что в компании актуализирован План мероприятий при наливе нефти на Морском терминале КТК. План предусматривает ряд действий, которые в ближайшей перспективе должны минимизировать появление неприятных запахов в прибрежной зоне. В частности, документ предусматривает:

— контроль состояния газа в емкостях загружаемых танкеров;

— сокращение выбросов летучих органических соединений (ЛОС) при загрузке танкеров;

— изучение возможности применения фильтрующих элементов для улавливания наиболее раздражающих веществ (меркаптанов и сероводорода) и возможности нейтрализации запахов;

— проработка вопроса влияния на запахи различных химикатов, добавляемых в нефть с целью сокращению выделения раздражающих веществ.

Представители Морского терминала КТК будут контролировать выбросы ЛОС во время грузовых операций непосредственно на танкере с целью исключить их залповые выбросы. При усилении ветра в сторону берега возможно снижение скорости наполнения емкостей танкера для сокращения выбросов ЛОС. Капитанам танкеров под роспись запрещено стравливать избыточное давление в газоотводной системе танкера вблизи Морского терминала. Консорциум также обещает осуществить закупку автоматического поста контроля качества атмосферного воздуха на границе предприятия и СЗЗ, рассматривает возможность публичного информирования о результатах замеров в режиме реального времени.

Эти и другие меры, убеждены в КТК, помогут сократить вероятность достижение берега неприятными запахами во время загрузки танкеров.

Полностью же проблему запахов можно решить только совместными действиями портовых властей и федеральных органов власти, в компетенции которых находятся требования к оборудованию судов для допуска в порты РФ.

Источником же появления запаха от КТК в Анапе мы все же считаем маловероятным в силу значительной удаленности от терминала консорциума. Есть ли тут вероятность влияния Тамани, завода там или танкерных стоянок? Надо изучать и накапливать статистику.

Источник «Наша газета»