Персональный подход

Судебное дело, вызванное ДТП с участием электросамоката, породило новую волну дискуссий о регулировании использования этого вида средств передвижения. Причиной разбирательства стал иск автомобилиста. Поворачивая налево, он сбил самокатчика, который погиб. В карточке дела, в рамках которого истец оспаривал пункт ПДД, заявлено: «Отказать в удовлетворении иска». Автомобилист, обосновывая свои требования, указал, что к категории транспортных следует относить только те средства передвижения, для управления которыми требуются водительские права. Ответчик в лице представителя Генеральной прокуратуры пояснил, что закон не может дать полного списка транспортных средств, но позволяет относить к ним электросамокаты в силу скорости их передвижения. Решение суда еще не вступило в силу и может быть обжаловано в апелляционной инстанции.

В данном случае решение о том, что конкретный электросамокат является механическим транспортным средством, было принято по итогу автотехнической экспертизы. Представитель МВД России, в свою очередь, настаивал, что электросамокаты — источники повышенной опасности, хотя их владельцы пока и не выделены в отдельную категорию участников движения. Но сами электросамокаты необходимо относить к механическим транспортным средствам. Он также напомнил, что ответственность за ДТП наступает независимо от того, кому причинен вред, — водителю машины, велосипедисту, самокатчику или пешеходу.

Представитель Правительства Российской Федерации в Верховном суде Гайк Марьян заметил, что в последнее время появились электросамокаты с характеристиками, которые близки к скутерам и мотоциклам.

— Технические особенности таких электросамокатов несут высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, причем как использующим такие средства передвижения, так и неопределенному кругу лиц. Потому что подобное транспортное средство не в полной мере подконтрольно управляющему им лицу,

— заявил Марьян.

«Исчерпывающий перечень всех возможных видов средств передвижения не установлен и установлен быть не может, возможность отнесения электросамоката к тем или иным транспортным средствам сопряжена с оценкой соответствия конкретного электросамоката требованиям к колесным транспортным средствам», — говорится в постановлении пленума Верховного суда.

Таким образом, суд не стал выводить электросамокаты из общей юрисдикции, которая определяет правила движения механических транспортных средств, но при разборе ДТП должны учитываться особенности конкретного самоката.

Пока только разговоры и разработки

В Краснодаре и городах края электросамокаты стали серьезной проблемой с появлением прежде всего кикшеринговых услуг (краткосрочной аренды этих средств передвижения). Частые наезды самокатчиков на прогуливающихся пешеходов, ДТП с участием самокатчиков и автомобилей привели к тому, что с лета прошлого года электросамокатам, которые можно было взять в аренду, ограничили скорость. В Краснодаре она составила 25 км/ч (по закону электросамокат с таким скоростным лимитом пока не является транспортным средством), а в зеленых зонах некоторые компании снизили лимит до 15 км/ч. Где-то движение было вообще запрещено.

Настоящим бичом для южных городов стали точки проката средств передвижения. Компании по прокату велосипедов и самокатов захватили тротуары. Огромное количество транспортных средств стало помехой для горожан, а иногда — даже  свалками мусора. Правила благоустройства Краснодара никак не регламентируют парковку этих средств передвижения.

На федеральном уровне не отмалчивались. Так, еще прошлым летом Минтранс подготовил проект поправок в ПДД, касающихся контроля за двухколесными средствами. Ведомство предлагает запретить использование электросамокатов тяжелее 35 кг на тротуарах; ограничить допустимую скорость самокатов на тротуарах до 20 км/ч и оставить приоритет движения за пешеходами; ввести новый дорожный знак запрета на движение самокатов в парках, близ метро, вокзалов, торговых центров, регулирование правил для самокатов отдать на местный уровень. Документ все еще находится на доработке.

— Каким бы ни было судебное разбирательство в отношении того, считать ли электросамокат транспортным средством, — это всегда частный случай. Мы уже видим, как года два ведутся дискуссии об изменении ПДД по этому вопросу. Инициатив разных много, но пока конкретных изменений нет. Все остается на стадии разговоров и разработок,

— отметил начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Краснодару Александр Шелудченко.

Но стоит ли уповать только на ограничительные законодательные меры? Очевидно, что появление нормативно-правовых актов, касающихся эксплуатации электросамокатов, полностью проблемы не решит. Тут явно необходима большая просветительская работа. Цель ее — убедить горожан, что самокат давно уже не детская игрушка, а серьезный вид транспорта, который при безответственном пользовании может привести к серьезной трагедии. Чтобы обращаться с этим прогрессивным средством передвижения, нужно иметь прогрессивные взгляды, подразумевающие сознательность и ответственность — если не за себя, то уж точно за окружающих.

С самокатами не надо бороться. С ними надо подружиться, создать для их владельцев комфортную среду, которая не приводила бы к конфликтам, считает краснодарский урбанист Мирослав Гриценко.

— Чтобы навести порядок с самокатами, городу необходимо вкладываться в велоинфраструктуру: создавать выделенные дорожки. Это обязательно пойдет на пользу. Чем больше людей пересядет на те же самокаты, велосипеды, тем меньше людей будет двигаться по городу на автомобилях. Так мы можем частично решить проблему пробок,

— заметил Гриценко.

Текст: Максим Куликов