Что говорят инициаторы проекта

О том, что Краснодар входит в число городов, где изучается возможность запуска городских электричек, Марат Хуснуллин сообщил на июньском Петербургском международном экономическом форуме.

Эта тема глубоко прорабатывается в Краснодаре, Казани, Екатеринбурге, Севастополе, Уфе, Нижнем Новгороде, Новосибирске и агломерации Самара — Тольятти. Пока на эту программу предусмотрено 8 млрд рублей, однако в перспективе до 2030 года для создания линий рельсового транспорта с участием Российских железных дорог сумма может потребоваться гораздо большая — 100 млрд.

Важный момент: проект «Наземка» заложен в Генплане Краснодара до 2040 года, который уже принят. Если запустить городские электрички, транспортная доступность будет выше, к тому же можно проложить дорогу и в станицы, чтобы жители Кубани могли добираться быстро, комфортно, без пересадок в точку назначения.

Сейчас пригородные электрички ходят по неудобному расписанию,  с большими интервалами, тем не менее у них хороший трафик. Решить проблемы могло бы наземное метро.

Пример готового решения — Московское центральное кольцо. Там есть наземная ветка, это очень комфортные для жителей города вагоны с Wi-Fi, кондиционером, розетками для зарядки гаджетов, мягкими креслами. Все сделано для того, чтобы экономить время, не стоять в пробках и комфортно при этом передвигаться.

По словам участника движения «Городские решения» Мирослава Вальковича, есть  вопросы, которые предстоит решить. Например, если человек на машине добрался до станции наземки, может ли он оставить автотранспорт где-то поблизости? Для решения этой задачи нужны перехватывающие парковки. Проект коснется и «дорожной карты»: нужно построить дополнительные путепроводы через железную дорогу и предусмотреть пересадочные узлы.

Если запустить наземку, можно забыть о пробках в городе, нагрузка на Краснодар снизится примерно на 40%. Чтобы это сделать, нужен небольшой бюджет — 2-3 миллиарда рублей. Этого хватит на первый этап, потому что в центре города уже есть железнодорожное полотно. После запуска дороги в обход Краснодара его загруженность существенно снизилась,
— считает активист.

Вообще, пассажирский электротранспорт может стать отличной альтернативой личным автомобилям. Должны пройти обсуждения:  какие будут маршруты, в каком графике будут двигаться электрички, какими будут вагоны, возможно ли увеличить или уменьшить их число в час пик.

Он добавил, что городские электрички станут удобными и для велосипедистов — в вагонах достаточно места для подобного транспорта.

Что представляет собой проект

По проекту «Наземка» (наземное метро Краснодарской агломерации) максимально задействуют железнодорожные пути в Краснодаре для ежедневной перевозки жителей.

Планируется, что на первом этапе наземное метро охватит населенные пункты в пределах 30 км от центра Краснодара. От вокзала Краснодар-1 железнодорожные пути расходятся в четырех направлениях:

  • на Динскую, это 28,5 км; потенциальных пассажиров вдоль направления на окраинах Краснодара может быть около 69-73 тыс. человек;
  • на Васюринскую — 33 км; число потенциальных пассажиров составит 109-133 тыс. человек;
  • на Северскую — 31 км; количество людей, которые могут быть охвачены, может достигнуть 169-173 тыс. человек;
  • на Новотитаровскую — 27,5 км; 217-253 тыс. потенциальных пассажиров.

Безусловные преимущества электропоездов перед другими видами транспорта — скорость, надежность и вместительность.

Какие станции предполагаются

В системе наземного метро предусматривается 37 станций, из них 18  существующих, 12  новых и 7  перспективных. На восьми станциях можно будет пересаживаться на магистральный городской транспорт.

Проект предполагает, что к станциям на окраинах и в пригороде пассажиры смогут добираться на специальных местных автобусах. Там собираются построить и перехватывающие парковки, где жители смогут оставлять свои автомобили.

Авторы проекта хотят обеспечить быстрый  комфортный проезд к местам работы, покупок, отдыха и развлечений. Поездки, по их мнению, не должны занимать более одного часа и включать в себя более одной пересадки на городской общественный транспорт от наземки до места назначения.

В перспективе наземное метро хотят расширить до городов, расположенных в 60-85 км от центра Краснодара: это Кореновск, Усть-Лабинск, Горячий Ключ, Крымск, Тимашевск.

Будет ли проект рентабельным?

Преимуществами такого метро перед другими видами общественного транспорта станут скорость, надежность и вместительность. При этом для запуска проекта не потребуется ни новых вагонов, ни строительство путей, ни демонтаж и вынос железной дороги за пределы города.

Однако есть несколько условий, которые необходимы для реализации проекта: получение приоритета для электричек со стороны РЖД, реконструкция и строительство платформ, взаимодействие краевой, городской власти и инициативной группы.

Считается, что в строительстве и реконструкции платформ могут быть заинтересованы крупные потребители трафика: торговые центры, стадионы, предприятия. Также появление городских электричек повлечет за собой развитие территорий вдоль железных дорог.

Будет ли наземка приносить прибыль? Специалисты рассмотрели три основные линии: Титаровка — Северская, Северская — Васюринская, Северская — Динская. Они учитывали время работы — с 6:00 до 24:00 (с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00 интервал движения поездов 20 минут, в оставшееся время — 40 минут).

Экономически обоснованный тариф для перевозок составляет 30 рублей за одну зону. Одна зона — 10 км. Таким образом, затраты составят около 30 руб. за 10 км. Тариф для населения установлен в 24 рубля за одну зону.

Проектом предусматривается суточная норма более 101,5 тыс. пассажиров туда и обратно. Заполняемость должна составить более 25 человек. Даже если вагоны будут заполнены в среднем по 23 человека, тариф в 24 рубля за зону, по версии авторов, будет безубыточным и бездотационным.

Наша наземка — это трамвай

Пока проект городской электрички находится в разработке, функцию наземного метро в Краснодаре выполняет трамвай.

Несколько лет назад краевые и городские власти сделали ставку на этот экологичный и удобный транспорт, который может перевозить большое количество пассажиров. Так, в рамках трехлетней программы обновления подвижного состава парк КТТУ пополнило больше сотни современных вагонов серии «Кубань». Все они низкопольные, с кондиционерами и бесплатным Wi-Fi. Программа оказалась успешной, поэтому власти планируют ее продлить. 

Будет ли это государственная программа или программа по обновлению пассажирского транспорта через поддержку федерального бюджета? Возможно, это будет концессионное соглашение,
— рассказал глава города Евгений Первышов.

Важность развития трамвайной инфраструктуры в городах-миллионниках отметил вице-премьер России Марат Хуснуллин, с недавних пор курирующий Южный федеральный округ. Он отметил, что строить классическое подземное метро рентабельно только в Москве и Санкт-Петербурге.

Там есть смысл строить метро либо развивать железную дорогу. Все-таки в городах-миллионниках лучше делать трамвай,
— сказал вице-премьер во время прямого эфира в Instagram.

Текст подготовила: Оксана Васильченко