Я милого узнаю по аватарке…

Времена, когда все соседи знали друг друга по имени-отчеству, давно прошли. Сейчас — в наших-то высотках — хоть бы удержать в памяти лица хозяев ближайших квартир на площадке. Но, даже не пересекаясь с большинством соседей вживую, мы вполне можем узнавать их по никам и аватаркам. И все это благодаря домовым чатам, которые прочно вошли в нашу жизнь. В зависимости от того, как пойдет дело, чат для жильцов может превратиться в помойку и сборище общегородских страшилок, а может стать очень полезным. Начну со своей истории. 

Я, наверное, одна из тех, чья тонкая натура не смогла смириться с периодически возникающей в общем чате истерией. Начиная политикой и заканчивая карантином, бесконечными обсуждениями темы «почему должны оплачивать коммуналку во время самоизоляции». Телефон пиликал каждую секунду, причем почти круглые сутки! От спама голова шла кругом. Через общий чат мамочки даже договаривались о прогулке со своими детьми. Ну и конечно, «поздравлялки». Праздников у нас, оказывается, море! Масленица, Яблочный Спас, первый месяц весны и т.д. и т.п. Все бы ничего, но когда в течение часа ты получаешь 50 открыток с гифками, телефон порой просто отказывается работать! Причем все это остается в памяти, и, чтобы очистить ее, вновь нужно потратить свое драгоценное личное время! А добавьте к этому общий чат, созданный для работы на удаленке. Просто «взрыв мозга»! 

В моем случае общедомовой чат — это потеря времени и нервов, поскольку отыскать полезную информацию в потоке тонны флуда и ругани нереально. 

Когда после прочтения очередной порции соседских страшилок сил не осталось даже на то, чтобы отстраненно посмеяться над происходящим, «выпилилась» из чата. Теперь в моем смартфоне пиликает только редакционный чат. К тому же любую интересующую меня информацию могу узнать в нашей управляющей компании «Москва», которая находится на первом этаже нашего же дома. Под ее управлением всего три дома, что для нас, жильцов, очень удобно. Всегда можно набрать номер как главного инженера, так и директора, если есть вопросы. Или просто спуститься на первый этаж. 

Ушла из чата — и очень довольна 

Валентина Бочарова, жительница дома на ул. Сормовской, 204/5, считает, что общедомовые чаты — это бич нашего времени: 

— Когда жильцов нашего дома отправили на карантин, ситуация стала невыносимой! Телефон не переставал «булькать» из-за непрекращающихся сообщений. Хотя и до этого в общий чат писали многие, о чем можно и о чем нельзя. Конечно, я хотела выйти из чата, и не раз, но думала, вдруг пропущу что-то важное. 

Самое раздражающее, по мнению Валентины Бочаровой, это всевозможный спам: 

«Наша Маша участвует в конкурсе, проголосуйте за нее, пожалуйста!» — а вдогонку к этому сообщению летит с десяток плюсиков от тех, кто зашел на страницу конкурса, нашел Машу и поставил ей лайк. 

— У меня сразу появляется вопрос: чем такие люди занимаются, что могут тратить на это кучу времени? Или вот: «подскажите хорошего стоматолога». После таких вопросов я либо отключала интернет, либо звук у смартфона, потому что знаю: вслед полетят сообщения тех, кто любит давать советы, — говорит наша героиня. 

Последней каплей для Валентины стала тема дезинфекции подъездов. Когда жильцы подняли истерику по поводу того, что в доме не проводится санобработка, она ответила, мол, не раз видела уборщиц и людей в специальных костюмах. 

— И тут пошло-поехало: я получила столько резких, неприятных сообщений, что не могу передать. Жильцы писали даже, что, видимо, управляющая компания мне платит, чтобы я ее хвалила. Что я продажная… Мое терпение лопнуло, и я вышла из общего чата, — вспоминает Валентина Бочарова. 

Генеральный директор управляющей компании «Изумрудный город» Ирина Павлович не подписана ни на один общий чат дома, которым управляет. Но постоянно мониторит ситуацию. 

— Насколько я знаю, ни одного конструктивного предложения от собственников — активных пользователей общих чатов — в адрес управляющей компании не поступает. Только слухи, предположения и домыслы, зачастую весьма обидные. Дело дошло до оскорблений. Поэтому сейчас я собираю материалы в суд на одного из пользователей общедомового чата, — подчеркивает Ирина Павлович. 

blank
Типичная картина краснодарских домашних чатов. 

И домком, и админ 

Три года назад старший дома No99 на ул. им. Дзержинского Илья Синченко создал общий чат, чтобы доносить до жильцов важные общедомовые темы. Он и по сей день выступает администратором чата, на который подписано 82 собственника из 127. 

— Начинали с 35 человек. Конечно, на первых порах был и спам, и поздравления, и сообщения на отвлеченные темы. Я пытался создать общие правила, неоднократно напоминал о них, — говорит Илья. — Что касается очень непонятливых: пришлось пойти на крайние меры и удалить их из общего чата. Со временем научились писать по делу, коротко и ясно. А когда около года назад у WhatsApp появилась дополнительная функция, я сделал наш чат закрытым. 

То есть только администратор имеет право озвучивать те или иные темы. Жильцы тоже могут задавать вопросы, но видит их и читает только личный администратор. Удобно! 

Так, через общий чат жильцы сообща решали, украсить фасад дома стрит-картиной художника Георгия Куринова или нет. Чаще всего у собственников возникают сезонные вопросы. К примеру, зимой одним жарко, другим — прохладно. 

Учитывая, что в нашем доме есть общедомовой счетчик погодного регулирования, я согласовывал с жильцами оптимальную температуру. Во время текущего ремонта обсуждали, в какой цвет покрасить стены подъездов. У нас есть пожилые люди, не пользующиеся WhatsApp, и такие, у которых нет смартфонов. По старой доброй традиции я их обзваниваю по домашним телефонам и размещаю объявления на информационных стендах подъездов, — делится Илья. 

По мнению домкома, самоизоляция ярко показала необходимость общих чатов. Проводят дезинфекцию подъездов — жильцы получают сообщения с просьбой не выходить из своих квартир в течение получаса. Делают промывку батарей после отопительного сезона — еще одно сообщение с просьбой не снимать радиаторы на время. 

Кошка топает над головой!

Не видит минусов в домовых чатах и старший дома No2/1 Алексей Капаев. Он считает, что они полезны, если правильно и грамотно выстроить работу с жильцами. Правда, время от времени — как администратор чата — прибегает к жестким мерам и удаляет из группы тех, кому просто хочется поболтать. 

— Я всегда подчеркиваю: обсуждаем только общедомовые вопросы, на которые мы, являясь собственниками, сможем повлиять, — говорит Алексей.-И что общий чат — не место для самоутверждения и ругани. Мы также создали отдельную группу взаимопомощи. Кому-то нужен номер телефона хорошего сантехника, кому- то — программиста. Жильцы обмениваются номерами, я помогаю, чем могу. 

И все же случаются курьезные истории. К примеру, один жилец очень долго жаловался на то, что у соседей сверху кошка сильно топает. Ну чем тут поможешь? 

Добро или зло? 

— Общедомовые чаты полезны, — так считает начальник управления по жилищным вопросам администрации Краснодара Павел Абрамчик. — Интернет, как и цифровые технологии, очень прочно входит в нашу жизнь. К примеру, во время самоизоляции впервые многие краснодарцы стали платить за жилищно-коммунальные услуги онлайн. 

Домовые чаты в новостройках часто появляются раньше сдачи объектов. У дома может еще не быть перил и крыши, а в чате уже сотни сообщений. Темы для бесед животрепещущие. Когда сдадут дом, когда запустят лифт, как платить за электричество. Сразу же формируется актив дома и чата. В старом жилом фонде, где люди годами живут по соседству, общедомовые чаты менее популярны. 

Здесь очень многое зависит от администратора. Если он грамотно выстраивает работу с жильцами, то люди активно обмениваются мнениями по общедомовым вопросам, сообща принимают решения. Чат может стать местом виртуальной ругани, а может реально помочь. 

Для управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов общедомовые чаты — это еще одна возможность узнать вопросы и проблемы, которые волнуют собственников помещений в многоквартирных домах. Ведь управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ТСН — это нанятые собственниками организации, которые обязаны следить за сохранностью общедомового имущества.