Доход упал, а долг вырос 

Карантин, ударивший по карманам, заставил игнорировать платежи за коммуналку. У многих к этому времени накопились долги за свет, тепло и воду. А теперь, когда мы круглыми сутками сидим в своих квартирах, платежки стали еще тяжелее. Растет просрочка. Как этого избежать, выясняли «КИ». 

Надежда Фатюнина — многодетная мама. Живет с мужем и тремя детьми в трехкомнатной квартире в одной из многоэтажек на ул. Фадеева. В среднем в месяц за жилищно-коммунальные услуги набегает более 5 тыс. руб. С введением карантина ситуация усугубилась. 

— Раньше муж работал в организации, изготавливающей стекло. Его зарплаты не хватало на большую семью, он же единственный кормилец. Накапливались долги и за коммуналку. К апрелю общий долг за ЖКУ достиг около 30 тысяч рублей. Поэтому муж ушел работать в такси, но тут нагрянул карантин. Если раньше у него было около 15 заказов в день, то сейчас — раз, два и обчелся. А платить по счетам надо. Поэтому обратилась в управляющую компанию «ГУК-Краснодар», которая обслуживает наш дом. 

Надежда Фатюнина признается: сама даже не знала, что от них ждала, просто рассказала о трудной жизненной ситуации. А тут ей предложили заключить соглашение о рассрочке погашения долга. Написала заявление в свободной форме на официальную электронную почту управляющей компании. 

Наталье пошли навстречу и заключили соглашение на пять месяцев. В этом случае придется оплачивать ежемесячные счета за коммуналку плюс 5 тыс. руб. в рамках соглашения о реструктуризации задолженности. 

— Я не знала, что можно таким способом гасить долги за ЖКУ. Знала бы, обратилась раньше. Так хоть дело не дойдет до суда, не придется платить госпошлину, судебные расходы. Другого выхода, кроме рассрочки, не вижу и вам советую, — говорит Наталья Фатюнина. 

Начальник отдела по работе с должниками «ГУК-Краснодар» Наталья Фигель говорит, что с начала 2020 года управляющая компания заключила 87 соглашений о реструктуризации задолженностей с жителями многоэтажек. 

— К каждому собственнику подходим индивидуально. Достаточно обращения к нам, дополнительных справок, в том числе с места работы мы не требуем. До карантина жители обращались в наш отдел. Сейчас принимаем заявления по электронной почте. 

Разговариваем с собственником по телефону и находим компромисс. Кому-то нужна рассрочка на три месяца, кому-то — на год, по-разному. Приведу один пример. К нам обратилась девушка, проживающая в одном из наших домов на ул. Дербентской. Умерли родственники, в квартире она осталась одна с долгом более 150 тысяч рублей за ЖКУ. Поговорили, заключили соглашение о рассрочке погашения долга, которое продлевали каждые полгода. На сегодня ее долг за потребленные коммунальные услуги составляет 37 тысяч рублей, — рассказывает Наталья Фигель. 

Платите частями 

— Один из простых и удобных способов погашения коммунального долга — его реструктуризация, — советует заместитель директора департамента городского хозяйства и ТЭК Павел Кикоть. — В условиях карантина эта тема стала очень актуальной и для многих краснодарцев — единственной возможностью платить по счетам за ЖКУ. При этом управляющие компании и ресурсоснабжающие организации не обязаны заключать соглашения о рассрочке погашения долга с потребителями. Это их право. Обязанность заключения соглашения о реструктуризации задолженности законодательством не предусмотрена. В такой непростой ситуации отрадно отметить, что многие управляющие компании и поставщики коммунальных услуг идут навстречу краснодарцам. К примеру, «ГУК-Краснодар» всегда подходит индивидуально к жителям домов, находящихся в их управлении. Рассрочка платежей для них не нова. На такой шаг в апреле пошли: поставщик электроэнергии ТНС «Энерго Кубань» — одобрили 10 обращений собственников; поставщик тепловой энергии «Краснодартеплосеть» — 5 обращений. 

В АО «АТЭК», к самому крупному поставщику тепловой энергии и горячей воды, обращаются за рассрочкой управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. А также собственники, которые напрямую платят за тепло и горячую воду поставщику коммунальных услуг. 

По словам Дмитрия Середенко, директора по сбыту АО «АТЭК», только с начала апреля к ним обратилось более 130 управляющих организаций и собственников на общую сумму 62 млн руб.: 

— Рассрочку платежей мы предоставляем не более чем на три месяца. Дальше все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Если продлят время само- изоляции, и у людей не будет возможности заработать и, соответственно, платить по счетам, мы готовы частично, выборочно продлевать график реструктуризации задолженностей. 

При рассмотрении заявок учитывается платежная дисциплина обслуживающих компаний. К примеру, если до карантина уровень платежей составлял 80-85%, то с такой управляющей компанией АТЭК заключает соглашение и наоборот. 

Что касается физических лиц, то Дмитрий Середенко подчеркивает: к ним в компанию за заключением соглашений больше обращаются жители других городов и районов края, нежели краснодарцы. 

Что касается многодетных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, то им предоставляется рассрочка до конца года. 

От проблем никто не застрахован 

Конечно, хорошо, когда все хорошо. А если нет? Что делать тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию не только во время карантина? Нужно попросить о рассрочке свою управляющую компанию, как это сделал Юрий Степанович Дробязко, проживающий в доме No137 на ул. Димитрова. 

— Полтора года назад умерли родители. В наследство оставили квартиру, где долг за жилищно-коммунальные услуги составлял около 200 тысяч рублей. Пени за просрочку плате- жей набежало много. Обратился в управляющую компанию, сказал, что много платить не смогу, нет возможностей. На том и договорились. 

Сейчас Юрий Дробязко каждый месяц помимо текущих платежей за ЖКУ платит еще по 2 тыс. руб. в рамках соглашения. И так уже много лет. Каждые полгода продлевает соглашение о рассрочке погашения долга с управляющей компанией. И другого эффективного способа избавиться от долгов он не видит.