Наш корреспондент побывала на приеме самых востребованных специалистов центра и поняла, что с визитом к ним (в случае необходимости) лучше не затягивать. 

Мама мыла раму 

Марина, мама 8-летней Алины, жалуется на сложности у дочки с чтением. 

— Она слова как будто видит с середины. Приходится постоянно акцентировать ее внимание на первой букве, первом слоге, — рассказывает Марина. — А уж пишет совсем неважно, пропуская не только буквы, но порой и слоги. 

Внимательно выслушав, Оксана Дмитрова, учитель-логопед, объясняет, что, возможно (без визуального осмотра ребенка точный диагноз не поставишь), у Алины оптическая и акустическая дисграфия, то есть она неправильно слышит звуки и слова, ошибочно их распознает в тексте, что и приводит к неверному их написанию. 

Помогут девочке специальные занятия с логопедом, суть которых не только в постановке звуков, но и в развитии фонематического слуха. Обращения к неврологу в подобной ситуации тоже не избежать, правильным лечением врач может значительно облегчить задачу. 

— Марина пришла к нам уже поздно. Сейчас у ее дочери проблемы в школе, и не только по тем предметам, где требуется чтение (русский язык, окружающий мир, математика), но и на уроках английского. Ведь если девочка неверно слышит родную речь, то представьте, как сложно ей определять звуки другого языка, — комментирует Оксана Дмитрова. 

Этой ситуации можно было бы избежать, если бы мама раньше обратилась к специалистам. Они отправляют родителей с ребенком на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), а те, в свою очередь, направляют в специализированный детский сад, где к школе в работе с детьми добиваются значительных успехов. 

— Так и хочется спросить: почему же вы не обратились раньше? — восклицает специалист. — Но сейчас тенденция такая, что даже врачи говорят родителям: «Подождите до трех лет, заговорит!» Потом до четырех, пяти… Но нет, не за- говорит. И лучше не рисковать: ведь с каждым годом остается все меньше времени до школы, а именно в дошкольном возрасте мозг ребенка мобилен и легче поддается развитию. 

Шаг за шагом 

В центре консультируют родителей уже с двухмесячными малышами, т.к. именно в этот момент у детей наступает «комплекс оживления», а у родителей — первый момент истины. 

— Если ребенок не фиксирует на вас взгляд, не оживляется, не стучит ножками и ручками, не гулит и не агукает, то лучше сразу обратиться к специалисту, — объясняет Оксана Дмитрова. 

Отсутствие лепета в 6-8 месяцев может сигнализировать о проблемах у малыша со слухом. В год ребенок должен произносить первые слова: мама, папа, баба, а к полутора годам — уже первые фразы: «Мама, дай!» Зачастую отклонения в развитии речи говорят о сопутствующих заболеваниях. 

— Мы рассказываем, какие существуют игры и упражнения для развития, показываем пальчиковый массаж, объясняем, что и в какой последовательности надо делать с ребенком, ведь у многих родителей просто нет необходимых знаний, — отмечает учитель-логопед. — Некоторые считают, что не стоит начинать рано суетиться, другие родители не могут принять тот факт, что ребенок неправильно развивается, и не хотят или боятся обращаться к специалисту. 

Об том же говорит и педагог-психолог. 

Постой, паровоз! 

— Мой ребенок не играет с игрушками, — жалуется Ольга, мама трехлетнего Вити. 

-А что он с ними делает?- спрашивает психолог. 

— Подбрасывает! 

— Какие-то любимые игрушки есть? — следующий вопрос психолога. 

— Только паровозики. 

— Другие пробовали давать? 

— Не берет. В магазине видит лишь паровозики и раскрашивает тоже только паровозики… Он как будто зациклился на них! 

Виктория Катыхина, педагог-психолог, видит в этом большее: ребенок не смотрит в глаза, не подходит во время консультации к маме, не отвечает на ее оклик, выполняет одни и те же движения. 

— Очень много идет детей с аутизмом. Я, помимо Консультационного центра, работаю еще в саду, и если еще 15 лет назад у меня в группе встречался один такой ребенок, то сейчас их 50. При этом ни один родитель не признает диагноза своего ребенка, это происходит лишь через 5-6 лет после его постановки, — объясняет психолог. 

А когда ребенку 2,5-3 года, они зачастую просто не видят отклонений: играет ребенок и играет, а приходят родители на консультацию совсем по другому поводу. Но чем раньше начнется коррекционная работа с такими детьми, тем лучше. Ведь страдает у них не речь, хотя эти дети часто не говорят, а поведение — у таких детей нет чувства страха и соразмерности своих действий, они импульсивны, могут есть несъедобные предметы. 

— Наша задача — сориентировать родителей еще до постановки диагноза (это компетенция медиков). Конечно, это непросто, и в лоб родителю сообщать о своих наблюдениях нельзя. Я, например, даю им список признаков ребенка-аутиста (он большой) и отдельно по каждому пункту предлагаю ответить, подходит он или нет, — рассказывает Виктория Катыхина. 

Психолог отмечает, что когда родителям говорят об отклонениях в развитии ребенка в садике, то сразу в ответ идет негатив и отторжение. А специалисты центра — независимые эксперты, данных ребенка не фиксируют, диагностических карт не ведут, на учет на ставят. Могут только перенаправить родителей в Центр детства, где ребенку уточнят и поставят диагноз, а потом направят в специальный сад. В Краснодаре он есть, на КМР, и там работают АВА-специалисты. 

— Мы занимаемся не только с детьми, больше с мамами. Иногда они приходят и начинают рассказывать: «У меня первый ребенок больной, вот посмотрите, какой второй молодец — он умеет и то, и это». И мы понимаем, что она все время ищет подвох во втором ребенке, переживает. И мы пытаемся ее уговорить, что она хорошая мама, что у нее все получилось, что ребенок готов к школе. И надо учить его не только читать и писать, но и взаимодействовать с людьми. 

Впрочем, вопросов у краснодарских родителей к специалистам немало. Именно их постоянные звонки в детский сад «Сказка», на базе которого организован Консультационный центр, стали при- чиной участия сотрудников детского сада в национальном проекте «Образование». 

Звоните нам 

— Родители буквально атаковали наших специалистов звонками с просьбой о консультации. Но у нас такой услуги не было, только платный вариант для тех, чьи дети посещают наш сад, — вспоминает Галина Колефирова, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе «Сказки». — А потом мы узнали о нацпроекте и его подпрограмме «Поддержка семей, имеющих детей» и задумались о создании Консультационного центра. Нам хотелось, чтобы его услуги были бесплатными, ведь не каждая семья финансово потянет отдать ребенка в «развивайку», тем более что основную категорию звонящих составляют родители детей с ограничениями по здоровью. 

В сборке и подготовке документов для федерального конкурса участвовали все: и инициативная группа сотрудников садика, и специалисты департамента образования администрации города, и даже министерство образования Краснодарского края. Но результат стоил затраченных усилий. 

На 8 млн руб. федерального гранта и 360 тыс. руб. краевого софинансирования удалось организовать четыре кабинета с развивающим оборудованием для ожидающих родителя детей (интерактивными досками, столами, играми, развивалками для мелкой моторики) и оплатить работу специалистов, число консультаций которых в 2019 году превысило 20 тысяч. 

По словам Галины Колефировой, больше всего родителей волнует речевое развитие детей и их психологическая готовность к школе, но много вопросов и об адаптации к детскому саду, об одаренности ребенка в области искусств или предрасположенности к занятиям спортом, о лечебной гимнастике. 

Сейчас в Консультационном центре работает 10 педагогов по специальностям: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, музруководитель и физинструктор. Записаться на прием родители могут пока лишь по телефону, но совсем скоро заработает связь и через интернет.