Чуть больше самостоятельности 

Сложнее всего отношения с учебой складываются у первоклассников. И дело тут не в самих предметах и плохих оценках — ведь в начальной школе прилежных награждают стикерами, а двойки в дневники не ставят, щадя детскую психику. Социальная адаптация — вот обо что спотыкаются 40% малышей в первые месяцы обучения.

— Гиперактивные и общительные детки легко ступают в новый этап жизни, — объясняет краснодарский детский и семейный психолог Антонина Беспалова. — Но застенчивым и тихим порой приходится нелегко. Если с первых дней учебы у ребенка не получается влиться в коллектив, он начинает чувствовать себя некомфортно в новой обстановке и хочет быстрее домой, где все так знакомо и спокойно. Особенно часто это происходит с детками, которые не посещали детсад или просто были ограждены родителями от всевозможных трудностей. Получается замкнутый круг: дитя не находит общего языка со сверстниками, учителями (просто потому, что не умеет!) и еще больше замыкается в себе.

Многие не в состоянии толком объяснить, в чем дело и почему они плачут по утрам. Зато у них может всерьез подняться температура — это своеобразная защитная реакция организма на сильную тревожность.

— Надо помочь ребенку стать более самостоятельным, — говорит Антонина Беспалова. — Для этого время от времени давайте ему простые поручения: например, купить хлеб в магазине, самому оплатить проезд в общественном транспорте, помочь бабушке донести пакет (не переусердствуйте — сумка должна быть легкой!). Период адаптации обычно длится от месяца до полугода. Это нормальный срок, за который уровень тревожности у младших школьников снижается.

Хулиганы должны получать по заслугам

А вот ситуация, когда школьник, первый год или два с удовольствием посещавший школу, внезапно в новом учебном году стал идти на уроки как на каторгу, вызывает тревогу. В этом возрасте малыш развивается именно через школьное обучение. И если вдруг он перестает реализовывать себя как личность, стремиться к высоким достижениям, скорее всего, что-то не так в его окружении.

— Причин много: конфликты с одноклассниками, педагогами, возможно, буллинг — школьная травля, — рассказывает Илона Харитончик, социальный педагог в начальной школе и преподавательница математики. — Буллинг — это серьезная проблема. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек. Позиция «пусть сам разбирается, мы в свое время за обзывательства били в нос» в корне неправильна. Не каждый ребенок способен дать сдачи, особенно, если толпа нападает на одного. Родители обязаны вмешаться.

Первое, что следует сделать папе и маме, это попробовать решить ситуацию мирным путем: поговорить с классным руководителем, школьным психологом, с родителями маленьких «зверят», которые травят других детей. Забудьте о существовании таких фраз, как «дети не любят стукачей», «закаляйте характер», «да ваш ребенок сам спровоцировал». Последнюю особенно любят родители зачинщиков, которые не желают принимать тот факт, что их дитятко — не святое, а очень даже драчливое и склочное.
  
— По моему опыту, а я работаю в школе 15 лет, ни одна травля сама собой не закончится, — говорит Илона Харитончик. — Конфликт могут урегулировать только взрослые. Если руководство школы — класрук, завуч по воспитательной работе и даже директор — не желают идти вам навстречу (а такое, увы, встречается), ваш следующий шаг — департамент образования. Обычно этого хватает, но иногда родителям приходится подключать службу опеки и прокуратуру. Такое происходит, когда ситуации долго не дают ход, и хулиганы чувствуют вседозволенность настолько, что решаются на драки, кражи и избиения. Есть, конечно, вариант перевести сына или дочь в другую школу, но так можно бегать по школам до бесконечности — в любом классе обязательно найдется ребенок, способный настроить класс против самого слабого. Ну и конечно, в таких ситуациях я рекомендую родителям записать ребенка на бокс или восточные боевые искусства. Как правило, когда обидчики получают сдачи, у них внезапно пропадает интерес к травле.

Перезагрузка мозга и тела

«Талантлив во всем: ходит в кружки ИЗО и бисероплетения, одновременно изучает два языка, занимается фехтованием, играет на гитаре, а еще катается на лошадях…» Нет, это не выдержка из книги про успешного миллионера-гения, а всего лишь портрет современного школьника.

— Почему-то родители XXI века считают, что их чадо обязано уметь абсолютно все, — говорит психолог Антонина Беспалова. — При том, что сами возвращаются с работы настолько уставшими, что даже для игры с ребенком им приходится совершать неимоверные усилия над собой. Какой там спортзал и рисование! Зато детей загружают по полной. Некоторые садятся за домашнее задание только в полночь, и так и засыпают за столом. А с утра все по новой. Нередко даже выходные бывают полностью расписаны.

Из-за недосыпа снижается концентрация. Ребенок не хочет с утра вставать просто потому, что он не выспался. Он не желает снова целый день заниматься тем, что ему неинтересно: при таком плотном графике отбивается желание ходить даже на тот кружок, куда раньше бежал с удовольствием. Рано или поздно терпению «перегруженных» детей приходит конец. Они начинают делать все абы как: учеба идет наперекосяк, а преподаватели секций удивляются, почему такой одаренный малыш стал апатичным ко всему.

— Вывод: не нужно пытаться осилить все и сразу, — советует психолог. — Мамы и папы, ваш малыш — не супермен. Он не может успевать все и не уставать. Позвольте ребенку самому выбрать один или два кружка. Ничего не нравится? Не страшно, пусть отдохнет. Спустя время начните предлагать ему другие занятия, и путем проб и ошибок однажды удастся найти любимое. И запомните, уважаемые родители: детство пролетит быстро. Позвольте ребенку побыть ребенком. А взрослым стать он еще успеет.

Признаки того, что вашего ребенка в школе обижают:
  
• ребенок не желает рассказывать об одноклассниках и всячески увиливает от расспросов;
• находится в угрюмом, подавленном настроении;
• вы стали замечать порчу одежды и школьных принадлежностей;
• легкие травмы: ссадины, синяки.

Как завоевать доверие ребенка?

1. Школьник не всегда в состоянии описать то, что он чувствует, и отстоять свою точку зрения перед учителями и родителями. Ваша задача — услышать его. Никогда не становитесь «прокурором» по отношению к своему сыну или дочери.

2. Угроза наказания — самый ужасный мотив для учебы, какой только можно придумать. Зато самый лучший путь к тому, чтобы ребенок окончательно замкнулся в себе и никогда ничего вам не рассказывал.

3. С ребенком должны говорить в первую очередь вы, потом — учителя. Не перекладывайте на плечи педагогов всю заботу о школьнике. У учителя в классе более 25 детей. Уделить каждому равное время физически невозможно.

Читайте новости там, где удобно: Instagram Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.