«Продвинутый» город
Здесь имеется в виду отставание по валовому городскому продукту (ВГП) — этот показатель отражает ценности, созданные на территории города в течение заданного периода. Сумма валовых городских продуктов и продуктов, произведенных вне городов, равна валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.
В России более 1 млн человек проживают в 16 городах. Среди них есть продвинутые города, в которых отмечаются достаточно высокие темпы роста местной экономики, — это Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Самара и Краснодар. Если эти города добьются среднегодовых темпов экономического роста 5,9%, то они выйдут на подушевой уровень регионального продукта столицы к 2030 году, то есть примерно через 10 лет.
Средний темп прироста ВГП отстающих городов оценивается в 0,2%. Омску, Челябинску, Новосибирску, Волгограду, Ростову-на-Дону, Перми, Красноярску и Нижнему Новгороду при годовом росте 5,4% понадобится в среднем 20 лет, чтобы догнать Москву.
Как считают эксперты «Стрелки», для дальнейшего развития необходимо сформировать стратегию инвестирования в такие города с учетом их отраслевой специализации. В докладе отмечается, что для Краснодара специализацией все это время были торговля, строительство и операции с недвижимостью.
От торговли — к экопромышленности
По мнению доктора экономических наук Александра Полиди, оценка, которую дает КБ «Стрелка», справедлива точечно.
«Если брать период времени, который приводится в исследовании, то в Краснодаре сложилась постиндустриальная экономика, и то, что город смог привлечь инвестиции в эти секторы экономики, свидетельствует об успешности инвестиционной политики, инвестиционного климата. Именно эта экономика привела к тому, что город находится в первой пятерке продвинутых городов, в отличие, скажем, от Ростова-на-Дону», — говорит он.
Однако, считает Полиди, это не значит, что такая ситуация будет продолжаться постоянно.
«Сейчас уже разработана Стратегия социально-экономического развития города, где драйвером экономики будет промышленность, причем промышленность «умная», экологизированная. Далее в Стратегии ставка делается на строительство международного транспортно-логистического хаба на базе аэропорта и развитие мультимодальной инфраструктуры вокруг него. А также создание медико-реабилитационного кластера, разработка проекта которого уже ведется. Это деловой, событийный и транзитный туризм, который с каждым годом набирает обороты. И это то, что мы увидим в перспективе до 2030 года», — убежден эксперт.
Цифра
25% — минимальный необходимый уровень инвестиций относительно ВГП для устойчивого развития городов-миллионников.
Ранее «КИ» писали о том, что столица Кубани обошла крупные города Южного федерального округа по объему инвестиций, обороту розничной торговли, объему услуг населению и другим показателям.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.