Задача — успокоить колебания


Для сдерживания внутренних цен на топливо, власти предусмотрели демпфирующий механизм, который, по задумке, должен компенсировать нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке. То есть государство компенсирует компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной ценой.
Также предусмотрен обратный акциз на нефть, поступающую на нефтеперерабатывающий завод. Эффект от демпфирующего механизма можно будет оценить минимум через 3-6 месяцев, сообщил журналистам глава департамента таможенной и налоговой политики Минфина РФ Алексей Сазанов.
Но это, что называется, на бумаге, а как обстоят дела в реальности?

Налоги, тарифы и сезонные работы

За время действия соглашения между властями и участниками российского рынка топлива цены стабилизировались, однако кардинальных изменений в рыночной ситуации не произошло. Более того, есть факторы, неминуемо влияющие на рост цен на АЗС:
– Вырос налог на добавленную стоимость – с 18 до 20%, а ведь именно НДС присутствует в каждом чеке и бременем ложится на покупателя.
– С 1 января в России в полтора раза стали выше ставки акциза на бензин пятого класса и дизельное топливо.
– Вырос и налог на добычу нефти (НДПИ) — в связи с увеличением стоимости мировой цены на нефть, а также в связи с принятым решением правительства о поэтапном повышении в рамках налогового маневра. Средняя ставка НДПИ на нефть за 12 месяцев 2018 года выросла на 53,3% по сравнению с 2017 годом.

– Увеличиваются транспортные тарифы естественных монополий, что тоже влияет на уровень операционных затрат НПЗ. Тарифы на прокачку нефти по системе «Транснефти» в 2019 будут проиндексированы на 3,87%. Тарифы РЖД на грузовые перевозки и пользование инфраструктурой в 2019 году будут проиндексированы на 3,5%.

– Чрезмерное налоговое обременение оборачивается дополнительным давлением на нефтеперерабатывающие заводы. Отраслевые эксперты подсчитали, что потери превышают 3 тысячи рублей на тонну дизельного топлива и 7 тысяч рублей на тонну бензина Аи-92. Между тем ряд НПЗ продолжает наращивать экспорт нефтепродуктов, полностью игнорируя потребности внутреннего рынка.
– Ситуацию усугубят сезонные факторы: по весне начнутся сельхозработы и наступит традиционный период ремонтов на НПЗ. А это рост потребления топлива и повышение цен на него.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли, поставивший нефтепереработку на грань рентабельности, продолжается, а обещанные правительством компенсации только вступают в действие. Учитывая, что для заводов производство бензина уже сейчас не приносит прибыли, нарастить производство топлива и удовлетворить растущий спрос в региогах будет проблематично. Возникнет дефицит и как следствие – интенсивный рост цен.

Конкретные предложения

Проблема в том, что непрозрачная структура ряда биржевых сделок позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Доля компаний-перекупщиков на бирже составляет около 80 %.
При этом отдельные компании получают максимальные объемы биржевых продуктов на интересующих их базисах.
Получается, что те, кто не занимается производством нефти и не управляется государством, начинают поднимать стоимость своего бензина.
В связи с этим, «Роснефть» совместно с биржей СПбМТСБ предложили ограничить количество спекулятивных операций в ходе биржевых торгов, а также обратилась к Центробанку России с предложениями по усилению надзора над осуществлением биржевых торгов.
«Роснефть» и СПбМТСБ также считают необходимым участие в биржевых торгах всех производителей нефтепродуктов пропорционально их доле в общем объеме добычи. Пока власти не отреагировали на эти предложения.

Кстати

Ряд экспертов убеждены, что рано или поздно цены на бензин в России должны приблизиться к европейским. Согласно исследованию агентства «РИА Рейтинг» в нашей стране сегодня одни из самых низких в Европе цен на бензин для населения. Дешевле только в Казахстане.


Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.