И для шведов, и особенно для немцев, это ключевой поединок группового этапа соревнований. Германии, потерпевшей в первом туре поражение от Мексики, вообще нельзя терять очки, даже в случае ничьей чемпионы мира могут досрочно сложить свои полномочия. Шведам, можно, конечно, и вничью сыграть, но тогда у них будет четыре очка и встреча в заключительном туре с обидчиками немцев мексиканцами. И в такой ситуации предсказать дальнейшее развитие в этой группе проблематично.
До места событий я добирался на поезде Орск – Адлер. В Краснодаре на этот поезд село много иностранцев – немцы, австралийцы, испанцы, перуанцы, шведов не приметил. Представителей страны инков узнать было очень легко — у них у всех на лбу, простите, на красных шапочках было написано — PERU. Перуанцы ехали посмотреть на игру немцев и шведов и остаться затем в Сочи, чтобы поболеть за своих во вторник – сборная Перу сыграет на «Фиште» свой последний матч на этом турнире — ее соперником будет команда Австралии. Будут играть два неудачника чемпионата – после матча оба покинут этот турнир. Но верные болельщики, и перуанские, и австралийские, — не собираются лишать поддержки своих команд, даже оказавшихся в такой печальной ситуации.
Немцы одеты в черно-красно-желтые цвета своей команды – их тоже ни с кем не спутаешь. Как они оказались в Краснодаре? Большой вопрос.
Один из немецких болельщиков стоял в стороне от остальной группы поклонников бундестим. На голове у него меховая шляпа с тремя маленькими мячиками наверху. Я подошел к нему и спросил: «Варум драй баль? В школе я усердно учил немецкий, имел твердую пятерку по этому предмету. Но это когда было.
Он охотно, даже с радостью со скоростью пулемета принялся рассказывать мне, почему мячиков на голе так много.
Он минут пять объяснял мне, помогая себе жестами. Из чего я понял, что, посмотрев один какой-нибудь матч на чемпионата мира, он пришивал каждый раз по мячику на шляпу. Пока он постил матчи Германия – Мексика, Россия — Египет и Аргентина — Хорватия, побывав, таким образом, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Теперь, вот едет в Сочи.
«О, Сочи – это очень хорошо. Сочи – это Олимпиада. После Сочи поеду в Казань – там наша команда будет играть с Кореей».
«Россия – огромная страна. А ваши поезда ходят очень медленно. И в купе нет кондиционеров, а у вас такая жара».
Гюнтер, так зовут моего нового знакомого, намерен посетить все матчи российского чемпионата. Он верит, что его сборная дойдет до финала. Билеты он приобрел еще в марте — на все матчи группового этапа сборной Германии, на наиболее интересные игры других команд и все поединки плей-офф, вплоть до финального. Вот только куда пришивать новые мячики он в раздумьях – шляпа-то не резиновая.
«Почему ты не с друзьями, один?»
«Я не люблю шумные компании. Предпочитаю путешествовать в одиночку».
Много подсело на наш поезд русских болельщиков. Наблюдал такую картинку. К группе российских футбольных фанатов, запыхавшись, подбежал их припоздавший приятель. С шарфом на шее в немецкой – черно-красно желтой раскраске. Друзья скептически оглядели его, один из них бросил сурово:
«Сними этот ошейник, не позорь нацию».
Едем смотреть футбол и купаться в Черном море
В купе вместе со мной ехали к морю, солнцу и большому футболу трое русских парней. Познакомились. Матвей, Вадим и Николай – в прошлом одноклассники. Едут в Сочи из самого Орска. Двое с половиной суток в поезде.
«После окончания школы не забываем друг друга, продолжаем дружить. Вот уже лет 15. Все — женаты. Дружим семьями. Но главное – мы хотим остаться в Сочи на несколько дней и покупаться в море. Никто его из нас никогда в жизни не видел».
«А что же ваши жены? Как они вас одних в такую даль отпустили?»
«А что жены? Они дома остались».
А в соседнем купе наши уже с утра разминались шампанским и коньяком. И к одиннадцати часам за стенкой раздался нестройный – тихий, заметьте – мужской хор:
– 0ле, оле-оле-оле! Россия – вперед!
Душевно, так, пели…
Адлер в футбольном ореоле
Адлер буквально живет футболом. Пестрота красок неописуемая. Создается впечатление, будто болельщики всех 32 команд, участниц российского мундиаля, собрались в этом солнечном городе и никуда не собираются уезжать отсюда. Какой футбол смотреть – им без разницы.
В Краснодаре я не видел, чтобы продавали сувениры на тему мирового футбольного чемпионата. Здесь же множество магазинчиков заполнены разными мячами, шарфами, шапочками и прочей футбольной атрибутикой. Есть даже ларьки, которые торгуют исключительно футбольными товарами.
На первом месте по продаваемости, конечно же, талисман, или символ – как хотите – ЧМ-2918 волчонок «Забивака». Он представлен во всех ипостасях, в разную величину. Фигура самого футбольного волка с мячом в лапах установлена на площади у выхода и з адлерского вокзала. Сфотографироваться рядом с «Забивакой» выстроилась большая очередь желающих.
Вокруг «Фишта» столпотворение, и это за несколько часов до начала матча. Больше, конечно, немецких болельщиков, но много и поклонников шведской команды – они традиционно в своих рогатых шапочках.
Добраться до стадиона от автобусной остановки можно и пешком, но интереснее на специальных открытых – без окон — микроавтобусах, вмещающих максимум 10 человек. Я оказался один в таком автобусе в окружении шведских болельщиков. Один из них заговорил со мной на английском языке, который, к сожалению, я не знаю.
Узнав, что я русский, швед жестами попытался объяснить мне, что немцам сегодня придет конец. Ко мне придвинулся другой болельщик, знавший несколько русских слов. Он с трудом составил фразу: «За кого ты будешь болеть?» Я ответил: «За Швецию, конечно». И правда, зачем мне за Германию болеть?
Кое-как я объяснил им, что в Краснодаре, где я живу, есть футбольный клуб «Краснодар», где играл до окончания нынешнего сезона капитан сборной Швеции Андреас Гранквист и продолжает выступать еще один игрок основы шведской команды Виктор Классон. Как выяснилось, о футбольном «Краснодаре» они мало что знают. Вернее, вообще ничего не знают. А вот фамилии Классона и Гранквиста встретили одобрительным гулом.
Шведы вышли из автобуса и тут же присоединились к своим соотечественникам, заполнившим столики открытого рядом со стадионом кафе. Далее такое же кафе оккупировали немецкие болельщики. Народ гуляет в предвкушении большого футбольного праздника.
А до начала игры осталось чуть менее полутора часов.