аут 352.png

На другой волне

«Краснодарские известия» отправились в самый крупный в городе детсад комбинированного типа №214 и узнали о специфике воспитания особенных детей. Не все понимают, в чем заключается «особенность» детей-аутистов. Рассказывает Зара Цику, заведующая детским садом и кандидат психологических наук: 

«Autos в переводе с греческого означает «сам». Впервые понятие «аутизм» появилось в 1911 году: оно означало отгороженность от реальности, укрытие в мире собственных переживаний».

Есть набор признаков, которые должны стать для родителей сигналом к посещению психиатра: 

  1. ребенок избегает контакта «глаза в глаза»
  2. проявляет агрессию
  3. кричит без причины
  4. повторяет одну и ту же фразу или совершает стереотипные движения  

«Дети-аутисты нуждаются в общении. Проблема – в их неспособности самостоятельно устанавливать и поддерживать социальные контакты. Такие дети готовы к общению, лишь когда чувствуют себя в безопасности».

[[gallery_1]]

Знакомство с миром

Всего в садике 9 обычных групп и 22 коррекционные, из них 9 групп «Особенный ребенок» – для детей с РАС. 

«Туда попадают ребята от 3 до 8 лет по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Все группы «Особенного ребенка» – кратковременного пребывания, дети находятся там от 3 до 5 часов, и с ними работают двое воспитателей, психологи, логопеды и дефектологи».

Эти несколько часов проходят насыщенно: на занятиях педагоги помогают малышам развивать речь, знакомят с окружающим миром, формируют у них математические представления. Обучение в игровой форме продолжается и в свободное время: дети учатся мыть руки, посещать уборную, переодеваться. 

[[gallery_2]]

«Новенькому ребенку стоит огромных усилий выйти на улицу и самостоятельно зайти обратно, – говорит Алла Сафронова, замзаведующей, клинический психолог, кандидат психологических наук.

– На занятиях мы формируем стереотип учебного поведения, чтобы малыш мог спокойно сидеть за столом и воспринимать информацию.

Еще работает система интеграции: если ребенок-аутист прошел период адаптации и способен идти на контакт с другими детьми, то решением комиссии ПМПК мы переводим его в коллектив сверстников группы другого вида (ТНР, ЗПР, нарушения интеллекта)».

Сейчас в садике 7 аутистов, интегрированных в другие группы. Они немного выбиваются из коллектива особенностями поведения, но при этом прекрасно себя чувствуют среди других ребят. Они вместе со всеми ходят на физкультуру и музыкальные занятия, выступают на утренниках. 

Алла Сафронова:

«Дети из групп «Особенный ребенок» тоже никогда не остаются в стороне. Например, они участвуют в событиях, посвященных Декаде инвалидов, и вместе с родителями готовят поделки. Для аутистов большой прорыв вперед – уметь спокойно сидеть в шумной обстановке среди детей».

[[gallery_3]]

Диагноз – не приговор

Аутизм не обязательно подразумевает низкий уровень интеллекта. У одних детей развитие может быть на уровне умственной отсталости, а у других интеллект абсолютно сохранен. 

«Но даже при интеллекте выше среднего могут возникать проблемы с коммуникацией, – подчеркивает Алла Сафронова.

– У обычных малышей модель поведения формируется к 7 годам, когда ребенок начинает понимать, что, как и почему. А особенным детям сложно себя контролировать».

[[gallery_6]]

И среди аутистов встречаются одаренные дети. Васе, выпускнику детсада №214, ничто не помешало поступить на физико-математический факультет КубГУ: по интеллектуальным способностям он даже обходит многих сверстников.

Развитие ребенка с РАС во многом зависит от семьи. Важно, способны ли родители выдерживать проявления негативизма в общественных местах. 

Некоторые отсиживаются дома, и перспективы у малыша, чьи родители не пытаются найти выхода из положения, нерадужные. 

А есть мамы и папы, которые гуляют с ребенком, устраивают поездки и часто находятся в окружении других людей, несмотря на свои переживания и страхи ребенка. 

«Таким детям нужно показать мир как неопасный, – говорит Алла Сафронова. – Недостаточно вложить ребенку в голову знания, надо еще научить применять их на практике, в момент, когда его к этому побуждают, а не только когда ему удобно».

[[gallery_4]]

Например, давний выпускник детского сада №214 окончил школу, сейчас работает дворником в этом саду. 

Он самостоятельно ездит на работу, получает зарплату и ведет полноценный образ жизни. Такой случай отнюдь не единственный. 

Саша из группы «Особенный ребенок» сейчас учится в гимназии с углубленным изучением математики, у него есть друзья, он социально адаптирован и живет полноценной жизнью. 

С детства мальчик любил читать: у него была коллекция энциклопедий, особенно нравились книжки про динозавров. Илья знал все единицы измерения и офицерские звания. 

Единственное, что отличало его от обычных детей, – трудности с коммуникацией. Но сейчас жизнь наладилась, он стал получать удовольствие от пребывания в обществе. 

Школа для родителей

Общение с семьей для особенных деток – одно из важнейших условий адаптации в обществе. Но поначалу родители отказываются признавать, что их ребенок болен. 

«Столкнувшись с таким диагнозом, многие не хотят принять это как факт, – говорит Зара Цику. – Они думают: «Нет, это не про нашу семью». Так рассуждать нельзя, ведь тратится драгоценное время. Необходимо реально посмотреть на ситуацию и найти психиатра, который подберет грамотное лечение».

[[gallery_5]]

«Психолог помогает гармонизировать отношения между супругами, – поясняет Алла Сафронова. – В семье часто начинаются ссоры, родители обвиняют друг друга в случившемся.

На этих занятиях мамы и папы овладевают приемами понимания ситуации и учатся с этим жить. Тогда они начинают воспринимать ребенка по-другому и радуются каждому маленькому шагу к адаптации».

Проблема – как намекнуть?

«Если вы заметили, что ребенок знакомых ведет себя необычно, не стоит в лоб говорить об этом. Есть понятие: «Помоги, когда тебя об этом попросят трижды». – Говорит психолог Алла Сафронова. 

– Не бросайтесь диагнозом: его могут поставить только психиатры. Больной ребенок – большая беда для семьи, и нужно быть тактичным».

Казалось бы, спокойно дойти домой с ребенком по незнакомому пути или прийти в детсад без истерики – мелочь, но для особенных детей и их родителей это – большая победа. Если они начинают чаще замечать эти мелочи, значит, результат есть.

Читайте новости там, где удобно: Telegram, Twitter, Fb , Vk, Оk.