Новое подразделение

«НИИ-ККБ №1 им. проф. С.В. Очаповского имеет, пожалуй, самое крупное амбулаторное подразделение в России, – говорит профессор, академик РАН главный врач НИИ-ККБ №1 Владимир Порханов.

– Ежедневно ее поликлиническая служба консультирует тысячи пациентов, здесь выполняется более десятка тысяч диагностических исследований в день.

А в 2014 году в штате больницы появилось амбулаторное отделение для прикрепленного населения Краснодара, иными словами – участковая поликлиника».

[[gallery_1]]

«Краснодару нужны три-четыре полноценные, укомплектованные современным оборудованием – вплоть до КТ и МРТ, двух-, трехэтажные поликлиники. В них пациенты могли бы получать консультацию всех врачей и выполнять любое самое сложное диагностическое обследование».

Наука от Росатома

Вся консультативно-поликлиническая служба НИИ-ККБ №1 выполняет около 3 000 консультаций и 12 000 диагностических исследований ежедневно. Это больше, чем делает любое другое медучреждение в России.

Одного этого достаточно, чтобы впечатлить неискушенного пациента, привыкшего к высоким порогам и узким дверям в поликлиниках, по старинке размещенных на первом этаже старого фонда. 

Там тесно всем: и пациентам, и врачам. Но в участковой поликлинике ККБ №1 все продумано до мелочей. 

[[gallery_3]]

Здесь созданы такие условия, при которых пациент тратит минимум времени на нахождение в медучреждении, а врачи – максимум на то, чтобы провести с ним необходимые медицинские манипуляции. Таким умным амбулаторно-поликлиническое отделение стало с мая прошлого года, когда вошло в федеральный проект «Бережливая поликлиника». 

«Бережливая» не значит экономящая на пациентах, – подчеркивает заместитель главного врача НИИ-ККБ №1 по поликлинической работе Инга Шелестова. – Это значит: сберегающая время пациента и доктора за счет мелочей, которые отнимают драгоценные секунды и минуты».

Бережливому «фэншую» сотрудников поликлиники учили специалисты… Росатома. На этом предприятии применяется научный подход к организации труда. 

Эту же модель работы решено было внедрить в первичное здравоохранение страны, чтобы убрать из поликлиник очереди – атавизм советского времени. 

Так появилась федеральная программа «Бережливая поликлиника», в которую включили Кубань.

[[gallery_7]]

Основные направления проекта «Бережливая поликлиника»: 

  1. Оптимизация работы регистратуры (внедрение электронной очереди, организация колл-центра, оптимизация картохранилища) 
  2. Оптимизация процессов при проведении забора крови Оптимизация проведения функциональной диагностики (электрокардиографическое исследование) 
  3. Повышение эффективности рабочего времени участкового врача-терапевта и специалистов.

[[gallery_6]]

Секунда час сбережет

Поликлиника ККБ №1 стала краевым штабом для обучения других первичных медучреждений. Причем штаб – это не фигура речи, а конкретное помещение, в котором проводятся семинары, ведутся споры и делаются изыскания. Все его стены увешаны схемами, таблицами и графиками, исписана даже настенная плитка.

«Вот смотрите, – указывает на один из графиков заведующая поликлиникой Ирина Ковригина. – Мы провели исследование и выяснили, что раньше у пациента уходило в среднем 16,5 дня на лечение: начиная от записи к врачу и заканчивая повторной консультацией после прохождения всех процедур.

Сейчас это время сократилось до 4,5 дня. Неплохо? Но мы рассчитываем, что сможем уменьшить и его. Порой, передвинув стул в кабинете доктора, можно сэкономить секунды на приеме одного больного, а за год эти секунды превращаются в часы».

Бережливости подверглись все службы поликлиники: регистратура, терапия, диагностика и др. В холле на входе в поликлинику установили два инфомата для записи на прием к врачу, поставили дежурного администратора, который помогает в решении любого вопроса. 

Как только человек записался на прием к доктору – онлайн, через инфомат, по телефону, –  информация тут же отображается в компьютере регистратора. Он заранее готовит карту пациента и передает ее медсестре, работающей с врачом. 

Если в процессе консультации выяснится, что пациенту требуется дополнительное исследование, его не отправят в регистратуру для записи: медсестра со своего рабочего места через компьютер «забронирует» для него свободное время. 

[[gallery_4]]

КТ в участковой поликлинике?

Кстати, очередь на любое исследование составляет здесь один-два дня. Даже на компьютерную томографию. Да-да, участковая поликлиника первой краевой больницы имеет свой КТ. 

Это единственное первичное ЛПУ в стране, которое оснащено таким оборудованием. На нем можно провести любое диагностическое исследование. 

Ежедневно компьютерный томограф делает обследование 30 пациентов, запись на него составляет всего один день. 

«К примеру, жалуется пациент на кашель – ему делают профилактическую флюорографию, которая показывает какое-то образование в легком.

Чтобы уточнить генез, доктор направляет его на компьютерную томографию: она скажет, что это конкретно – туберкулез, онкология или что-то другое, – рассказывает о возможностях КТ врач-рентгенолог Владимир Гагин.

 – Или лечат человека от остеохондроза, а динамики нет. Чтобы понять, в чем дело, его также отправят на КТ».

У участковой поликлиники имеется и рентген-кабинет с рентген-аппаратом на два рабочих места: на нем можно сделать как простую флюорографию, так и более сложные исследования. 

Но некоторые виды исследований сразу же выполняются на компьютерном томографе, так как его диагностические возможности намного шире, чем у классической рентгенографии. Эргономичное решение. 

Процедурный кабинет – самый показательный в плане эффективности программы. Прежде под его дверью собиралась очередь из 35 человек, а время ожидания забора крови составляло до 140 минут. И это при том, что в «процедурке» работают две медсестры. 

«Мы стали искать причины торможения работы кабинета и с удивлением обнаружили, что их десятки, – продолжает Ирина Ковригина.

– Выяснилось, что основное время медсестры тратят на перемещения по кабинету: от рабочего места к столу для регистрации пациента, потом назад, и так по кругу.

Мы даже подсчитали, что за те два часа, что отводятся на забор крови, одна медсестра «натаптывает» 1005 метров».

В результате ЛПУ ввело электронную запись для забора крови. В помощь медсестрам выделили сотрудника, который регистрирует всех пациентов. 

Запись ведется не от руки, а с применением сканера, считывающего уникальный штрихкод, которым снабжено каждое направление на исследование. 

Специалист также готовит для медсестер пробирки и другой инструментарий, чем значительно ускоряет их работу.

«Еще мы убрали из кабинета ненужную мебель, которая заставляла медсестер делать лишние шаги, – и результат налицо: очередь под дверью уменьшилась до одного-двух человек, время ожидания процедуры – до 5 минут, медсестры сократили свою «пробежку» по кабинету в четыре раза», – отмечает Инга Шелестова. 

Сердце под присмотром. Кабинет функциональной диагностики тоже подвергся «бережливой» реформе. Раньше очередь на ЭКГ составляла более 10 человек, а приема можно было ждать 86 минут. Теперь очередь – это максимум двое, время ожидания – 5-7 минут.

Добиться этого удалось с помощью той же предварительной электронной записи и перераспределения потока пациентов: теперь беременные женщины и пациенты на госпитализацию идут по отдельной записи, плановых больных выделили в другой список. 

Ни очередей, ни нервотрепки. Учитывая, что в составе НИИ-ККБ №1 имеется Центр грудной хирургии, занимающий лидирующие позиции среди лечебных учреждений РФ по количеству операций на легких, коронарографий, симультанных операций и др., к исследованию сердца в участковой поликлинике подходят со всей ответственностью. Помимо самого ЭКГ, здесь проводят холтеровское обследование.

«Приходит к нам пациент, жалуется на проблемы с сердцем: мы делаем ЭКГ, а оно не выявляет никаких нарушений, – приводит пример врач функциональной диагностики Татьяна Сорока. – Тогда мы проводим холтеровское исследование».

Холтер-монитор – это небольшое устройство с проводками, которые крепятся на груди пациента. Он ходит с ним в течение суток не снимая. Все это время система записывает сердечный ритм больного. 

На следующий день устройство снимается, а запись отправляется в НИИ-ККБ №1, где имеется специальный дорогостоящий комплекс для ее расшифровки.

«Часто бывает: ЭКГ – в порядке, а холтер-монитор выявляет нарушения в работе сердца, – сообщает Инга Шелестова. – Это может быть и ишемия, и нарушение проводимости, и другие грозные сердечно-сосудистые заболевания. Таких пациентов мы сразу направляем на госпитализацию в нашу больницу».

Мечта врачей

Офтальмологический кабинет участковой поликлиники НИИ-ККБ №1 – это мечта любого специализированного центра. Он оснащен таким современнейшим оборудованием, какого нет ни в одной поликлинике края и, скорее всего, страны. 

Авто- и кераторефрактометры, определяющие степень близорукости и дальнозоркости, астигматизм; фороптер, с помощью которого можно за секунды подобрать очки пациенту; пневмотонометр –  современное оборудование для исследования внутриглазного давления; компьютерный периметр, помогающий определить поля зрения; несколько офтальмоскопов для исследования глазного дна. 

Это далеко не полный перечень умных машин, с которыми работают врач и медсестра офтальмологического кабинета. 

[[gallery_2]]

«Сегодня мы испытываем большую нагрузку на глаза, чему виной компьютеры, многочисленные электронные гаджеты, поэтому возраст наших пациентов очень разный: и 25, и 85 лет, – рассказывает врач-офтальмолог Виктория Трубникова. – Много молодых людей с близорукостью, астигматизмом. У пожилых это в основном катаракта».

Не менее впечатляют и возможности лоркабинета. Здесь установлен лор-комбайн, от которого приходят в восторг все отоларингологи. Например, с помощью комбайна можно вывести на монитор изображение горла пациента, рассмотреть миндалины и заднюю стенку глотки, установить уровень отечности носовых пазух, что невооруженным глазом недоступно. 

Кроме диагностических исследований, можно выполнять и лечебные процедуры: промывать миндалины, пробивать слуховые трубы и пр. Очень востребована. 

[[gallery_5]]

Амбулаторно-поликлиническое отделение для прикрепленного населения Краснодара НИИ-ККБ №1 – единственное в России, имеющее на вооружении медоборудование и возможности, о которых другие первичные ЛПУ даже не мечтают. Кроме того, это одна из немногих поликлиник, штат которой укомплектован на 100 процентов. 

Это неудивительно: первая краевая больница является базой для большинства клинических кафедр, она обучает и трудоустраивает специалистов. Средний возраст врачей поликлиники – 30 лет. 

Молодые кадры работают с удовольствием, используя диагностические возможности ЛПУ и консультативно-поликлинической службы больницы. Когда поликлиника только открылась, за ней было закреплено 14 тысяч пациентов, сегодня их уже 24 тысячи: многие краснодарцы, узнав о ее возможностях, хотят здесь обслуживаться. 

Но мощности медучреждения все же ограничены, приходится отказывать тем, кто живет и работает далеко от местонахождения ЛПУ.

«Поликлиники на первых этажах старых жилых зданий – это прошлый век, – считает Владимир Порханов. – Краснодару нужны три-четыре полноценные, укомплектованные современным оборудованием – вплоть до КТ и МРТ, двух-, трехэтажные поликлиники.

В них пациенты смогли бы получать консультацию всех врачей и выполнять любое самое сложное диагностическое обследование, после чего выносилось бы решение об их госпитализации или амбулаторном лечении. За такими поликлиниками-центрами – будущее».

Вся консультативно-поликлиническая служба НИИ-ККБ №1 выполняет около 3 000 консультаций и 12 000 диагностических исследований ежедневно. Это больше, чем делает любое другое медучреждение в России.