Центр молодежного инновационного творчества «Перспектива» появился еще в 2016 году благодаря усилиям магистра радиофизики и инженера Кирилла Попко. Тогда все началось с робототехники, со временем стали проводиться исследования в области космических и биотехнических систем. Сейчас это целая мастерская инженерной мысли, где у юных исследователей есть возможность воплотить свои идеи в жизнь: будь то наноспутник, ракета или протез для друга.

Фото: Дарья Паращенко «Краснодарские известия»

– Мне кажется, что ребята из провинции все-таки ближе к природе, они рукастые, могут что-то самостоятельно мастерить, строить. Мы предоставляем площадку для этого, и они с любовью сюда бегут, работают с полной отдачей и погружаются в атмосферу лаборатории. Все здесь напоминает, что они большие ученые и служат большому делу. Изначально наша идея заключалась в том, что мы должны создать действующий центр, который обзаведется производством и, может, через 40 лет это будет университет именно в маленьком городе,
— поделился Кирилл Попко.

Преимущественно в центре занимаются ученики 8-11-х классов, однако можно встретить и пятиклашек, которых IT-специалист центра Александр Куров знакомит с миром программирования. Первый год все воспитанники учатся работать на станках, осваивают приложения по моделированию, получают инструкции по работе с приборами. Только после такого экспресс-обучения они готовы к реализации собственного проекта. Уже спустя 2 года занятий юные исследователи становятся победителями общероссийских и международных конкурсов.

false

false

– Кирилл Сергеевич не учит конкретно физике. Он рассказывает про все предметы разом и затрагивает разные сферы деятельности, потому что все взаимосвязано. Он не заставляет нас учить, а объясняет все понятным языком,
— отметил Алексей Жидков.

    Медбрат на колесах

    Идеи уникальных разработок рождаются из запросов актуальной мировой повестки и направлены на решение глобальных проблем, таких как экология или пандемия. Так появился «Медицинский робот», способный дезинфицировать помещение и помогать медперсоналу разносить нужные пациентам препараты и оборудование. Две ученицы 11-го класса, Екатерина Сомова и Алена Брусенская, работают над проектом вот уже полтора года. Все детали робота спроектированы девушками самостоятельно и напечатаны на 3D-принтерах, которые в центре «Перспектива» работают без перерыва и права на отдых. Небольшая движущаяся платформа оснащена процессором, ультрафиолетовыми лампами, а также датчиками, которые позволяют устройству следовать прямо за человеком, объезжая все препятствия.

    – Изначально мы решили сделать робота, который будет исключать контакт медперсонала и пациентов. Сейчас идет разработка дистанционного пульта управлениями, впоследствии нами будет разработано программное обеспечение для автономного перемещения робота. Пока это лабораторный образец, но в ближайшие месяцы мы планируем дооснастить устройство всей необходимой электроникой и сделать пластиковые прототипы,
    — рассказала о планах Екатерина Сомова.

      Космическая слежка

      Освоению космического пространства в центре «Перспектива» уделяется особое внимание. Буквально в апреле был первый запуск наноспутника «KubSat-2» в ближний космос. Такой аппарат используется для наблюдения за поверхностью Земли, экспериментов и технологий космической связи. Установленные датчики получают данные о температуре, высоте, скорости вращения и характере бета и гамма-излучения. Путешествие наноспутника началось в Ярославской области и за время полета он разогнался почти до 200 км/ч, а для приземления выбрал Ивановскую область. На следующий год у центра «Перспектива» в планах запуск спутников сразу из 10 районов Краснодарского края на День космонавтики.

      Помимо запуска собственных установок ребята отслеживают и собирают данные о спутниках на орбите Земли. Поворотная наземная станция для приема спутниковых данных разработана одиннадцатиклассниками Елизаветой Тимошенко и Алексеем Жидковым совместно с девятиклассником Ильей Андреевым. Благодаря определенной программе ребята получают координаты спутников, после чего происходит сеанс связи между станцией и устройством в космосе, а поворотная ось позволяет ускорить прием данных и метеорологических снимков. Устройство может решать как климатические задачи, так и вопросы земледелия, позволяя следить за изменением ландшафта Земли.

      false

      false

      false

      – Изначально меня очень увлекало космическое небо. Когда только началась работа, у нас были просто 3D-детали и принтер, который мог их изготовить, потом уже стали разрабатывать поворотное устройство. Было трудно, потому что это был первый проект, с которым я работала. Самое сложное, с чем пришлось столкнуться – программный код. Мы вместе с нашим программистом написали код, аналога которому просто нет,
      — объяснила Елизавета Тимошенко.

      Системы спасения важны не только на земле, но и в космосе. Алла Анкудинова, ученица 11-го класса, разрабатывает свою метеорологическую ракету, которая будет спасать датчики от повреждений при приземлении устройства на планету. Девушка проектирует конструкцию самостоятельно, без готовых чертежей, это позволяет разработать уникальное содержимое, главное – знать, что ты хочешь получить в итоге. «Краснодарским известиям» удалось принять участие в тестировании разработки на прочность прямо у стен центра: расправление парашюта, падение, повреждения и еще одна за другой попытка, однако ценный груз остался невредим.

      – Я занимаюсь в центре уже около года. Мне здесь очень нравится, я как пришла, сразу попросила проект. Мне предложили разработку солнечных панелей для спутника, но мне это, если честно, было не особо интересно, но потом я увидела ракеты и мне очень захотелось создать свою. На моделирование ушло около недели, а само воплощение в жизнь происходило быстрее, хотя были случаи, когда приходилось менять размеры деталей, буквально до вчерашнего дня я занималась механикой самого устройства,
      — поделилась Алла Анкудинова.


        Биология во власти инженеров

        Изменить жизнь людей с ограниченными возможностями способны разработки в области биотехнологий. Один из проектов взял старт благодаря желанию ребят и наставников помочь своему товарищу, разработать протез фаланги пальца без единой батареи. Один из разработчиков проекта — выпускник центра Егор Тарасенко, который впоследствии увлекся созданием бионического протеза руки.

        – С одной стороны, мы получили уникальный продукт, и теперь к нам обращаются люди, которые остались без пальца. Мы делаем им протезы, просто чтобы помочь. С другой стороны, парень, который получил протез, изначально хотел быть инженером-энергетиком, но стал технологом, уже в институте улучшил изобретение и разработал его в металле. Можно сказать, что мы вдохнули в него некий стимул помогать таким же как он людям,
        — считает Кирилл Попко.

        Еще один выпускник, Евгений Карташев, смог создать средство общения для слепых людей: оптическая перчатка через датчики переводила текст, написанный по типу шрифта на почтовом конверте, прямиком в наушники. Новое поколение юных исследователей подхватило энтузиазм старших воспитанников и продолжило разработки в направлении биотехнологий. Сейчас они создают компьютерную модель руки и торса. Идея создания человекоподобных роботов привела к появлению имитатора глаз, который моргает ничуть не хуже обычного человека, к тому же может различать цвета или QR-коды.

          Верный настрой

          Кириллу Попко удалось стать не просто учителем для воспитанников центра, а настоящим старшим товарищем. Несмотря на большое количество уникальных разработок, во главе всего стоит сам процесс познания мира, а не конечный результат. Проектная работа позволяет не только прокачать создание устройств, но и научиться правильно организовывать свой труд. Даже если ребенок будет весь день сверлить доску, но при этом создаст уникальный способ сверления, то это исследование будет, по словам директора центра «Перспектива», столь же важно, как и перчатка для слепых, потому что ляжет в основу многих других проектов. Конечно, в ходе работы не обходится без ошибок, но в центре стараются показать ребятам положительную сторону неудач, поддержать и понять юных ученых. Иногда воспитанники вместе с наставниками ходят в кино, на выставки или концерты, чтобы разрядить обстановку и вернуться к исследованиям с новыми силами.

            Большинство выпускников центра продолжают заниматься инженерным делом и поступают в ведущие вузы страны. Алексей Жидков планирует поступать в МГТУ им. Н.Э. Баумана, где ведутся исследования антенных комплексов, похожих на проект парня, а вот его коллега Елизавета Тимошенко уже выбрала специальность инженера ракетно-космического оборудования в Московском авиационном институте.

            – Я часто на разных форумах борюсь с термином «одаренные дети». Я уверен, что все дети одаренные, мы все имеем определенные задатки, по большей части они формируются обществом, и задача педагога – оценить степень этих способностей и развивать их. Я не считаю, что один ребенок более расположен к науке, а другой нет, я считаю, что просто одному раскрыли красоту науки, а другому нет,
            — уверенно говорит Кирилл Попко.

            Текст подготовила Екатерина Железнова