Устранить перекосы

Встречу в мэрии Краснодара провел глава города Евгений Первышов. В обсуждении участвовали первый заместитель главного архитектора региона Александра Устроева, директор городского департамента архитектуры и градостроительства Владимир Цой, эксперты, представители общественных организаций, руководители ресурсных предприятий.

— Генплан — главный документ для развития города, — задал тон обсуждению Евгений Первышов. — Мы должны учесть все сегодняшние реалии, сделать так, чтобы краевой центр продолжал динамично развиваться, а мы могли устранить все перекосы в социальной и транспортной инфраструктуре.

Глава подчеркнул: важно вести разработку максимально открыто, проводить по каждому этапу открытое обсуждение.

Только так получим документ, учитывающий мнения и экспертов, и общественников, и просто рядовых жителей города.

— Только так новый генплан станет документом общественного согласия, — подчеркнул глава. — Да, в развитии города допущено немало ошибок, и нам необходимо их устранить прежде всего путем создания нового современного генплана, который обозначит перспективы, новые точки экономического роста, учитывая при этом те документы, которые уже разработаны или разрабатываются.

Среди них — проект по созданию Краснодарской агломерации, Стратегия комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2035 года, Стратегия Краснодара-2030, Предмет охраны исторического центра.

Глава обратил внимание разработчиков на новые земли, год назад полученные городом из федеральной собственности для перспективного комплексного развития. Это прежде всего территория в 1500 гектаров в районе пос. Знаменского и жилого района Новознаменского, где планируется разместить медицинский кластер, промышленные предприятия, проложить дороги и инженерные сети, построить современные жилые дома.

Рассмотреть все предложения

О ходе разработки Генерального плана Краснодара до 2040 года рассказали гендиректор НИИ перспективного градостроительства (Санкт-Петербург) Сергей Митягин, руководитель проекта Ирина Евплова, модератор сайта генплан-краснодар.рф Вячеслав Харченко.

— Важно, чтобы работа над генпланом шла во взаимодействии с местным сообществом, с жителями. Чтобы мы могли рассмотреть все предложения по использованию территории города и функциональному зонированию, — сказал Сергей Митягин. — Этим предложениям дадут экспертную оценку, они будут максимально использованы. В итоге должны быть учтены все интересы — жителей, города, региона, Федерации.

Ученый считает, что в первую очередь необходимо разобраться с социальными объектами местного значения, посчитать потребность в них, проанализировать существующие с точки зрения наполненности и востребованности. И только после этого проектировать и строить новые соцобъекты.

Что надо менять

По словам Ирины Евпловой, во-первых, предыдущий генплан разрабатывался с 2007 по 2009 год, утвержден был в 2012 году. Документ устарел уже на этапе утверждения — все исходные данные были от 2007 года, это при стремительных темпах роста Краснодара!

Во-вторых, за этот период произошли значительные изменения в законодательной базе, прежде всего в Градостроительном кодексе. Сегодня действующий генплан не соответствует кодексу по всем параметрам: по структуре, составу, содержанию.

Что еще важно, современные генеральные планы делаются в векторном цифровом виде: на них все очень точно, по сути, это новый землеустроительный документ.

— Нужно найти резервы для развития города, — подчеркнула руководитель проекта, — возможно, за счет земель сельхозназначения или расширения городских границ. Все планируемые под застройку территории действующего генплана уже освоены. Или, скажем, предыдущим генпланом предполагался вынос военного аэродрома за черту города.

Но был получен ответ от Минобороны, что этого не предусматривается, — значит, эта территория исключается из перечня земель для перспективного развития. Проблем у города достаточно много, но и вариантов решения может быть несколько. Мы будем их обсуждать и приходить к общему согласию.

Еще один очень важный момент — стремительно растущая численность населения краевого центра. По действующему генплану к 2025 году прогнозировалось около 950 тыс. человек. Однако Краснодар уже в 2018 году официально получил статус города-миллионника, по статистике в нем проживает около 1 млн 10 тыс. человек.

Три карты

Говоря об особенностях города, Ирина Евплова назвала высокую плотность застройки исторической части — и низкую примыкающей к ней индивидуальной. Сама же городская застройка не представляет собой единого образования, а в основном состоит из обособленных жилых комплексов.

Недостаточно развита в Краснодаре и магистральная улично-дорожная сеть. Ее плотность не соответствует нормативной и крайне неоднородна: в центре плотная, к окраинам снижается. При этом строительство УДС отстает от темпов жилищного строительства.

— Разработка нового генплана позволит исправить существующие диспропорции, оптимизировать планировочную структуру города, определить наиболее эффективную градостроительную политику до 2040 года, — подчеркнула Ирина Евплова.

На выходе кроме пояснительной записки будут представлены три карты: границ населенного пункта города, планируемого размещения объектов местного значения и функциональных зон.

На карте размещения объектов местного значения разработчики обозначат социальные объекты: школы, детские сады, поликлиники, объекты улично-дорожной сети и инженерной инфраструктуры.

На карте функциональных зон покажут целевое использование территорий: будут ли здесь жилые, промышленные или рекреационные зоны, где появятся парки, скверы, бульвары, и т.д.

Отвечая на вопрос о сроках разработки генплана, Ирина Евплова сказала, что в июле 2019 года будет представлена его концепция и она непременно пройдет общественное обсуждение.

Что еще надо учесть

Говоря о перспективах, Евгений Первышов подчеркнул: Краснодар — ядро агломерации. Это данность, которую необходимо учитывать. В город ежедневно въезжает 150 тысяч машин. А значит, надо учесть рост граничащих с городом муниципальных образований, проработать транспортную логистику.

— Вы совершенно справедливо отметили узкое пространство дорог и улиц, — обратился глава к разработчикам. — И здесь нужны решения этой проблемы как через развитие существующего общественного транспорта, так и его альтернативных видов.

Важной задачей является и вынос промышленных производств к окраинам города, к границам с другими муниципалитетами, тем самым давая возможность для создания рабочих мест и снижая маятниковую миграцию в город.

Но самое главное, считает мэр, — это выработать и реализовать механизм публичного обсуждения на каждом этапе разработки генплана. Чтобы на публичных слушаниях не возвращаться к прошедшим этапам, на которых мы что-то упустили.

Следите за сайтом

Сайт генплан-краснодар.рф представил его администратор и разработчик Вячеслав Харченко:

— Мы постарались сделать максимально удобный, информативный и простой ресурс. Генеральный план — это инструмент общественного согласия, и наша площадка предназначена для того, чтобы обсудить различные точки зрения.

На главной странице в нижней части разместили «таймлайн» — информацию по этапам работы. Каждый вошедший сможет увидеть, что в данный момент находится в разработке, какие работы уже выполнены.

Очень важный, можно сказать ключевой раздел сайта, — обсуждение генплана. Сейчас там представлена позиция городских властей и проектной группы. Но раздел будет дополняться мнениями экспертов, общественных объединений и горожан.

Здесь будут отражены гражданские и общественные инициативы по генплану. Это площадка для диалога, где должны быть обсуждены все острые вопросы, которые, несомненно, будут возникать.

Через раздел «Контакты» можно непосредственно отправить свои предложения, соображения и пожелания, связаться с разработчиками.

«Мы должны сделать такие встречи частыми и публичными. Обсуждения по каждому этапу ген- плана должны иметь системный характер.

Это очень важно, чтобы мы не повторили ошибку, которая была допущена при корректировке действующего генплана.

Тогда к публичному обсуждению приступили только на завершающей стадии: было высказано много замечаний, негативных оценок, и в результате вся работа пошла насмарку».

Мэр Краснодара Евгений Первышов. 

Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.