Тот факт, что в России сложилась тяжелая ситуация с захоронением твердых бытовых (коммунальных) отходов, сомнений не вызывает. И Краснодарский край не исключение. На Кубани ежегодно образуется около 2,6 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Эта цифра растет с каждым годом, так как увеличивается количество жителей, а также объем используемой упаковки. Кроме того, на Кубани есть курортные города, где колоссальное количество мусора оставляют гости из других регионов.

Неудивительно, что эта тема больше всего интересовала кубанцев во время прямой линии с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым. Некоторые жители спрашивали, как будет решена проблема с горами мусора в различных районах края. Как мусоросжигательные заводы, о необходимости строительства которых говорили на прямой линии, скажутся на экологии нашего края? Могут ли местные компании поучаствовать в проектах мусоросжигательных заводов? Об этом и многом другом «КИ» спросили эксперта в области переработки и обезвреживания отходов, генерального директора компании «Эко-Спектрум» Октябрину Девлетову.

Октябрина Девлетова, генеральный директор компании «Эко-Спектрум»

Разговор начистоту

— Октябрина Шакировна, главные вопросы: что делать с мусорными полигонами, строить или не строить мусоросжигательные заводы? Как вы восприняли заявление губернатора Вениамина Кондратьева о строительстве двух мусоросжигательных заводов?

— Только положительно! Более того, выражаю признательность за участие в решении мусорной проблемы в нашем крае, одной из главных и приоритетных для нашего региона. Полностью согласна с тем, что строительство двух мусоросжигательных заводов, —
это стратегическая задача, так как если продолжать идти по пути строительства полигонов, то это попросту отсрочит решение проблемы и накопит ее больше.

— Противниками сжигания мусора муссируются слухи о том, что такой способ утилизации убивает не только бытовые отходы, но и все живое в радиусе нескольких десятков километров. На ваш взгляд, насколько экологично сегодня сжигание отходов в отличие от традиционного захоронения?

— Европейская конвенция о защите окружающей среды говорит о том, что диоксины вызывают онкологические заболевания. Это факт, доказанный учеными и признанный во всем мире. Как раз на свалках и образуются эти самые диоксины. Таким образом, в России мы получаем сотни территорий, являющихся рассадниками отравляющих веществ и вызывающих у жителей раковые заболевания. Речь идет о здоровье и жизни людей. Решение данной проблемы есть: при термической обработке отходов мы получаем не только их утилизацию, то есть возможность получения вторичных продуктов, таких, как тепло и электричество, но и обезвреженную золу, которая может использоваться в производстве строительных материалов, изделий для благоустройства города и т.д. Важным фактором здесь является автоматизация и контроль процесса термического обезвреживания и утилизации с применением систем онлайн-мониторинга концентрации газов, а именно их соответствие допустимым значениям, безопасным для человека.

Что еще очень важно: всеми экологическими ведомствами отмечено, что сжигание мусора в иерархии обращения с отходами стоит выше захоронения.

— А вам приходилось участвовать в масштабных проектах?

— Создание современных технологий для экологичной утилизации отходов, разработка и внедрение комплексных решений по безопасному обращению с отходами —
это и есть наша миссия, это то, чем конкретно занимается наша компания уже много лет.

Наши технологии являются инновационными, мы — резиденты инновационного центра «Сколково», постоянно подтверждаем свое соответствие российским и международным стандартам качества, промышленной и экологической безопасности.

В настоящий момент мы работаем над несколькими масштабными проектами по сортировке и утилизации отходов, в том числе опасных. Проекты представляют собой строительство площадок с размещением сортировочных комплексов мощностью до 600 тыс. тонн/год с отбором до 50% полезного сырья, а также комплексов термического обезвреживания отходов мощностью до 240 тонн /сутки с выработкой электроэнергии до 4 МВТ и улавливанием углекислого газа с получением товарного продукта — углекислоты, с целью уменьшения влияния мусоросжигательного завода на увеличение парниковых газов в атмосфере. Сейчас мы также находимся на стадии разработки технического задания по проектированию модульного мусоросжигательного завода мощностью 400 м3/час для утилизации отходов в северной части России. Сортировочные и утилизационные комплексы производятся на собственных мощностях завода «Эко-Спектрум». Могу также отметить, что эти и аналогичные проекты реализуются в Сербии, Белоруссии, Саудовской Аравии и Малайзии. Реализация таких перспективных проектов позволит нарастить масштаб производства, обеспечить новые рабочие места и со временем вытеснить зарубежных конкурентов.

— Сжигание отходов — достаточно старый и известный метод. Так в чем заключается, по вашему мнению, новизна этой технологии?

— Я могу сказать так: сжигание сжиганию рознь. Я не говорю сейчас о мелких производителях аппаратов и оборудования для сжигания отходов, чье производство можно назвать больше кустарным, нежели промышленным, когда в штате от 2 до 10 человек, отсутствует какая-либо научная и производственная база, конструктивные решения зачастую морально и технически устаревшие, чаще скопированные без знания предмета и понимания технологии. Такое оборудование, как правило, востребовано только небольшими фермами под сжигание падежа кур и свиней. Я хочу сказать о другом. Для того чтобы создать промышленную продукцию, отвечающую требованиям экологичности и безопасности, производитель должен обладать высоким технологическим, интеллектуальным, производственным, а также финансовым потенциалом. Создаваемая нами продукция и технология отличаются высоким уровнем новизны и наукоемкости, все наши разработки и проектирование производятся собственным штатом компании, где практическое применение науки в прикладных исследованиях и реализация накопленных теорий и знаний используется для достижения конкретных клиентских целей. Вся наша работа основывается на законах и принципах естественных наук, а именно: физики, химии, экологии, термодинамики, математики, механики, инженерной и компьютерной графики и программирования, машиностроения и обработки материалов, электротехники и светотехники, сопротивления материалов.

Положительные результаты этой деятельности подтверждаются патентами, реестрами муниципальных организаций России (Росприроднадзор) и зарубежных стран (Перу, Казахстан, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и т.д.).

Более того, каждая продукция, которая имеет воздействие на окружающую среду, проходит государственную экологическую экспертизу, подтверждающую соответствие технологии российскому и международному экологическому законодательству.

Наша технология одобрена Росприроднадзором, что подтверждается наличием Государственной экологической экспертизы на технологию обезвреживания и утилизации более 4700 видов отходов.

Продукция нашей компании внесена в справочник наилучших доступных технологий (НДТ), которая представляет собой технологию, основанную на современных достижениях науки и техники и наилучшем сочетании критериев достижения целей охраны окружающей среды.

Мусор споткнулся об импорт?

— События на Украине и последующие санкции в отношении России поставили под удар закупку иностранных компонентов, необходимых для строительства новых заводов. Есть проблемы и с приобретением оборудования. Ваша компания заинтересована в участии в таких масштабных проектах, как строительство мусоросжигательных заводов?

— Ответ очевиден, потому как нам небезразлично экологическое благополучие нашего края. Сотрудники нашей компании живут в краевом центре, работают в инновационной компании с научным и производственным потенциалом, которая производит высокотехнологическое оборудование для утилизации мусора. У нас имеется весь необходимый ресурс для участия в масштабных проектах, и нам это интересно. На современном этапе развития экономики актуальными становятся вопросы не только создания, но и доведения до потребителя инновационного продукта. В условиях роста государственного субсидирования и софинансирования научных разработок (а мы являемся неоднократными победителями грантов, различных государственных конкурсов — в общем, пользуемся инструментами государственной поддержки) возникает потребность в эффективной коммерциализации продуктов нашей инновационной деятельности, и, конечно же, мы заинтересованы в участии в такого рода проектах, так как это является для нас уникальной возможностью перспективного развития компании.

Наша продукция является импортозамещающей, что позволяет уже сейчас, на этапе проработки дорожной карты и дальнейшего проектирования, решить проблему замены импортного оборудования на наше, отечественное, и, поверьте, оно не уступает по качеству и технологичности зарубежному.

Реклама. www.ecospectrum.ru