Краснодарские известия

Знаменитая оперетта Имре Кальмана «Мистер Икс» вновь на сцене Музыкального театра

Долгожданное возвращение

Пятая постановка этого произведения — достаточно смелый шаг для театра. Во-первых, сложно найти в затертой до дыр вещи что-то новое в принципе, а во-вторых, еще живы те краснодарские театралы, которые помнят в ролях Теодоры блистательную Евгению Белоусову (в 3-й постановке), а Мистера Икс  — Юрия Дрожняка (в 4-й). Но краснодарцы оперетту ждали. И лучше всего об этом говорит тот факт, что билеты были раскуплены задолго до премьеры.

Это классика, и она должна идти в каждом музыкальном театре. У нас исполнялись арии, отдельные номера, но целиком произведение очень долго не ставилось. Мы восстановили справедливость 35-летней давности. Такие вещи обязательны быть в репертуаре, — рассказывает режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств Кубани Александр Мацко. — «Принцесса цирка» — один из самых драматичных сюжетов Кальмана. Ее интересно ставить, ее интересно играть. Мы бережно работали с материалом, постарались создать спектакль, соответствующий всем канонам классической оперетты, но привнесли и свою изюминку.

По словам режиссера, творческая работа шла легко, а вот технические решения давались сложно. 

Мы связались с цирковыми артистами, но театр — это не цирк. Здесь нельзя делать того, что происходит в цирке. Мы попробовали… и столкнулись с техническими сложностями. Но, надеюсь, их преодолели. Выполнение трюков для нас очень ответственно, — рассказывает он.

Обошли на повороте

Спектакль получился красочным, атмосфера по-цирковому зрелищной: Мистер Икс взлетает под купол, канатоходцы, испытывая зрителей на выдержку, вальяжно ходят над головами, артисты массовых сцен в цветастых костюмах кружат в безудержном веселье. В постановке задействованы ведущие солисты, хор, балет Музыкального театра, а также приглашенные артисты, в том числе цирковые. 

Хороша оказалась работа артистов второго плана. На генеральном прогоне спектакля, куда пригласили журналистов, они играли ярко, с вдохновением и  полной отдачей. Если даже кто-то и сбивался в тексте, недоразумения компенсировались убедительностью образов и профессионально зрелым исполнением вокальных партий. 

Наталья Бызеева (Шанталь) заворожила, Наталья Арзяяева зажгла, а Оксана Авакян до слез уморила. Их партнеры — Владимир Кузнецов, Сергей Тесля, Станислав Баксараев, перехватывая инициативу в сольных номерах, гармонично соответствовали им в ансамблевых сценах.

Эти артисты и стали звездами постановки, перехватив прерогативу первых партий. Именно они зажгли зал, именно им были отданы самые бурные овации. Чего не скажешь о приглашенном питерце Ростиславе Колпакове (номинанте Российской Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреате международных и российских вокальных конкурсов) и Татьяне Ереминой, незвездно исполнивших звездные роли Мистера Икс и Теодоры Вердье.

Смычок опущен

Нет такого артиста-баритона, который не мечтал бы спеть арию «Да, я шут, я циркач…». Ее знают все, промычать хотя бы пару строк может даже не музыкант. А потому к ее исполнению особенный спрос. У Ростислава Колпакова на генеральном прогоне ария не удалась. Может, маска переносицу сжимала, может, артист переволновался из-за трюка, но гнусавые верха убили напрочь очарование его исполнения. Как, впрочем, и личную привлекательность артиста в сцене бала на манеже костюм с «вырубленным» пиджаком. 

Выступление Татьяны Ереминой не вызывало сомнения в ее профессионализме, но она не обладает той харизмой, какую по воспоминаниям старожилов-театралов, имела Белоусова. Может, неинтересные костюмы сыграли свою роль, а может, достаточно статичное и линейное сопровождение артистов хора.

Но второе место — тоже призовое, даже если соперника всего двое. А потому впечатление от спектакля все равно остается праздничным. 

Всегда быть в маске

У «Принцессы цирка» непростая судьба. Имре Кальмана вдохновило на создание оперетты цирковое представление, где он увидел таинственного акробата в маске. Тот был русским эмигрантом из знатной семьи и с помощью маски пытался сохранить инкогнито. А потому изначально действие в оперетте происходило в Санкт-Петербурге, однако содержало столько фактических несоответствий, что постановщики стали «переселять» героев в другие страны, попутно сокращая и изменяя сюжет под себя. 

А потому использование полной партитуры Имре Кальмана сегодня можно назвать настоящей изюминкой постановки краснодарского театра, тем более  что оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Кубани Дениса Ивенского исполняет ее вполне прилично.

Фоторепортаж из закулисья подготовил фотокорреспондент «КИ» Денис Яковлев. 

Exit mobile version