Городской сад был заложен 8 октября 1848 года как войсковой сад с питомником — «дабы и место для прогулок городским жителям устроить, и развитию садоводства в крае способствовать». Под него отвели лесной участок от дороги на Карасунскую плотину до Екатеринодарской крепости.
Сто тысяч виноградных лоз и сотни ядовитых змей
Из Крыма был специально выписан садовник Яков Бикельмейер, с которым был заключен контракт. И за какие-то шесть лет он превращает лесную чащу в центр развития садоводства не только Кубани, но и всего Северного Кавказа. В марте 1849 года из Никитского ботанического сада привозят первую партию семян лавра, гледичии, кипариса, платана, олеандра. В последующие два года из садов графа Воронцова прибывают обозы со ста тысячами виноградных лоз и двумя тысячами фруктовых деревьев: яблонь, груш, слив, вишен, черешен, абрикосов, персиков. Желающим посадить виноградные сады лозы давали бесплатно.
Но лишь спустя десятилетие, в 1863 году, по распоряжению графа Сумарокова-Эльстона, наказного атамана ККВ, Городской сад становится местом для гуляний. Новому статусу он поначалу соответствовал лишь отчасти, ввиду недостатка благоустройства и особенностей местного климата. Как писал в своих воспоминаниях Степан Эрастов, «…смешно было смотреть в войсковом саду на барышень и кавалеров, каждый из которых держал в руке платок или ветку, чтобы отмахиваться от наступления комаров, как лошадь от мух. Вся поэзия прогулок отравлялась».
Новый период начался после передачи сада городской управе в июле 1874 года. Все расходы на содержание и благоустройство легли на городскую казну. Предприимчивые думцы на следующий год сдают сад в аренду Общественному собранию. Это дало городу живую копейку, а через пару лет в нем и вовсе разрешили построить беседку для продажи вина и закусок. Прибыль-то немалая! В 1881 году здесь по проекту архитектора Василия Филиппова построили Летний театр, но два года спустя он сгорел дотла. И город строит другой, ежедневно устраивает платные гулянья, а на вырученные деньги нанимает оркестр. Но иной раз дикая природа бывшего леса продолжала напоминать о себе. Например, в 1899 году при корчевке старой посадки были разрыты и уничтожены гнездовья более сотни ядовитых змей, от укуса которых тогда не было никаких противоядий.
Но все равно — причем очень быстро — Городской сад становился главным местом увеселений Екатеринодара. В 1901 году, когда в моду вошли велосипеды, здесь открывается павильон для любителей велогонок. А чтобы родители могли спокойно отдыхать, Дума выкраивает из небогатого бюджета деньги на содержание «опытной фребелички» — воспитательницы на детской площадке. Екатеринодарские депутаты хотели найти воспитательницу, которая бы занималась с дошколятами по методике немецкого психолога Фребеля. Дети по ней рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию. А чтобы подкрепить свои начинания материально, город сдает в аренду на 4 года парковый буфет, бильярдную и пивную.
В карты резались при свечах…
Если бы вы оказались в парке в начале прошлого века, то увидели бы две длинные аллеи, тянущиеся от центрального входа — главную и боковую. По обе стороны каждой стояли просторные длинные скамьи, окрашенные в зеленый цвет. От аллей вглубь сада росли в основном акации, реже дубы и разные кустарники, среди которых проходили узкие дорожки. Слева от главной аллеи была круглая площадка с «гигантскими шагами», качелями и каруселями. Справа размещался купеческий клуб с открытыми верандами. Летними вечерами сюда съезжались «отцы города», приезжал кое-кто из купцов, иногда и барыни, посещали клуб чиновники с положением — не только поиграть в карты, но и опрокинуть чарку. Игра затягивалась до поздней ночи — в карты резались при свете стеариновых свечей с надетыми на них стеклянными колпачками. Деньги проигрывались немалые, а однажды, войдя в азарт, кто-то из судовладельцев проиграл один из своих трех пароходов…
На некотором расстоянии от главной аллеи стоял Летний театр с буфетом. Здание было деревянным, под железной крышей — с амфитеатром, ложами, балконом и даже галеркой с дешевыми стоячими местами. Спектакли начинались поздно и шли с продолжительным антрактом, чтобы публика могла подольше пообщаться и подышать свежим воздухом. К концу спектакля у входа в сад стояли фаэтоны, линейки, дроги (последние для жителей окраинных кварталов). А позднее, после 1900 года, к окончанию спектаклей стали подавать открытые трамвайные вагоны.
…а дорожки поливали нефтью
В центральной части парка находился насыпной холм с Эоловой беседкой, в нижней, юго-восточной части — большой пруд (остатки Карасуна). Главный вход в Городской сад был в виде арки в русском национальном стиле.
Городская Дума все время принимала живейшее участие в судьбе парка: по тому или иному вопросу разгорались ожесточенные, иной раз затяжные споры, писал краевед Виталий Бардадым. Например, в 1907 году решили расстаться с керосиновыми и газовыми фонарями, а вместо них поставить электрические. Но депутат Богинский, сочтя это сущим расточительством, забаллотировал этот вопрос.
Кроме Летнего театра и нескольких клубов, специально созданная садово-театральная комиссии решила построить музыкальную эстраду-раковину с рядами скамеек для любителей симфонической музыки.
А в 1908-м, когда плату за вход отменили, по аллеям пришлось пустить полицейские наряды. В парк заявлялись группки молодых парней с окраин — с Дубинки или Покровки — и развлекались как умели: топтали клумбы, ломали деревья и скамейки, приставали к барышням. Интересно, что в 1911 году, чтобы примять пыль на дорожках, их решили поливать нефтью, а в 1914 году две самые посещаемые аллеи — Пушкинскую и Клубную — асфальтировали. И тут возмутился корреспондент местной газеты: не будет ли стук по асфальту каблучков дамских туфель мешать слушателям симфонического концерта?
Тогда ведь горпарк был культурным центром южного города. Весной и летом здесь давали концерты войсковой музыкантский и певческий хоры, ежедневно играл симфонический оркестр. В 1910 году в нем звучал голос певца Федора Шаляпина, в 1913 году танцевала знаменитая балерина Екатерина Гельцер.
И меоты, и митинги
В период революционных событий парк становится популярным местом проведения митингов и демонстраций. Во время Гражданской войны он приходит в запустение: разбиты фонари, разрушены киоски и павильоны.
С установлением советской власти в 1922 году парк приводят в порядок, здесь снова высаживают редкие деревья и кустарники.
А в 1930 году на его территории при рытье котлована обнаруживают крупное древнее поселение — меотское городище. Все собранные при раскопках экспонаты: глиняные сосуды, мечи, наконечники копий, бронзовые зеркала, стеклянные сосуды, бусы, браслеты — были переданы в краеведческий музей.
В 1932 году парку по примеру Москвы присвоили имя Максима Горького: это приурочили к его 65-летию и 40-летию творческой деятельности. После 1932 года называть парки именем пролетарского писателя в стране стало своего рода традицией. Через два года у главного входа установили мраморный бюст Горького скульптора Дитриха.
Накануне Великой Отечественной войны наш парк считался одним из лучших на Северном Кавказе.
В войну он превратился в пепелище: немцы сожгли Летний театр, клубные здания, разрушили павильоны и аттракционы, сильно пострадали деревья и цветники. Но уже 1 августа 1943 года парк культуры и отдыха принял посетителей — на его восстановлении работали молодежь и школьники города.
Кинотеатр «Салют» и парашютная вышка
Город восстанавливался после военной разрухи, краше с каждым годом становился и наш парк. На площади в 16 гектаров теперь размещались концертная и танцевальная площадки, бильярдная, шахматно-шашечный павильон, детская площадка, комната смеха, тир, библиотека-читальня, карусели и качели, лодочная станция с 10 лодками, зооуголок с 20 зверями, парашютная вышка. Была здесь и собственная оранжерея из пяти теплиц и 22 парников. С 1953 года в парке каждое лето проходили концерты симфонической музыки: оркестры приезжали из Воронежа, Ярославля, Свердловска и других городов. В 1957 году к Первомаю в северо-восточной части открыли летний кинотеатр «Салют».
Играет духовой оркестр…
В судьбе парка, как в капле воды, отразилась история города и страны. И по сей день Городской сад остается любимым местом отдыха краснодарцев.
Во-первых, прежде всего это изумительный рукотворный уголок природы. Он интересен своей двухуровневой планировкой: верхний и основной по площади участок находится во второй надпойменной террасе, нижний и меньший — в пределах поймы.
Во-вторых, это, конечно, и современная рекреационная зона с территориями отдыха для людей всех возрастов. В 2006-м парк стал победителем смотра-конкурса «Хрустальное колесо — 2006» и вошел в десятку лучших парков России.
Сегодня Городской сад — любимое место отдыха горожан и гостей краевого центра. В нем регулярно проходят концерты, дискотеки, игровые и спортивные мероприятия, конкурсы и викторины. Особое внимание уделяется работе с детьми, здесь всегда рады и представителям старшего поколения. И, как и прежде, успехом у горожан пользуются променад-концерты под открытым небом — любимая классика возле старинной колоннады звучит еще проникновеннее…
Материал подготовила Марина Аванесова