В №34 от 30 марта этого года мы объявили о начале нашего нового эксперимента: теперь «КИ» будут публиковать рассказы, посвященные той или иной важной дате или теме. Первый рассказ Тимура Рыжкова вышел тогда же, в нем писатель размышлял о том, что могло бы стать со страной, если бы власти «забили» на противоковидные меры. Сейчас мы попросили автора «оживить» жертв Чекупской трагедии. Пусть мы никогда не узнаем, кем они были и кто на них напал, но на то и существует художественный вымысел.

1.

Первый раз малыш Сар выстрелил из лука в человека в тот самый день, когда их клан встретил леопарда.

Леопард был самый настоящий – желтый, с черными пятнами,  угольной кляксой на кончике хвоста. Он внимательно посмотрел на их отряд, вскрикнул «р-р-р» и прыгнул в кусты. И тогда отец сказал, что тигр – это хороший знак и что скоро наш клан найдет себе новый дом.

Человек тоже оказался самый настоящий. Тот, в которого пришлось стрелять.

Вообще, учитель Хшатр много-много раз говорил малышу Сару, что в человека целиться из лука нельзя никогда-никогда. Целиться можно только в такого человека, про которого всем понятно, что он твой враг. Но ведь именно врага они повстречали уже на следующей полянке!

Солдат у них было больше, а лошадей вообще много-много – у каждого воина по своему коню.

Потом отец вышел вперед и начал говорить с их командиром. Вернулся и сказал, что большой битвы можно избежать – пусть от каждого войска выйдет один самый сильный воин. И кто из них победит, тому на этой земле и оставаться.

Вышел учитель Хшатр, а против него – большой-большой богатырь. Сели оба на коней и стали сражаться. И как ударили друг друга по голове! И упали оба, и умерли.

Сначала никто не знал, что теперь делать. А потом все как ринулись в большую битву!

И тогда малыш Сар тоже достает свой лук и готовится сражаться. Но долго не решается малыш Сар выстрелить во врага. Ведь помнит он, как бьется птичка, прежде чем умереть. И как кричит олень со стрелой в глазу. Страшно Сару представить, что с человеком его стрела сделает.

Но тут вдруг встает перед Саром дядя Адаш. И прямо посередине груди дяди Адаша – черная рана. И вокруг этой раны все быстро делается красным. И красным наливаются глаза вражеского богатыря, который вынимает из дядиной спины свой меч.

Тогда-то Сар и стреляет первый раз в своей жизни в человека. Во вражеского богатыря. Но слабый выстрел получается у Сара. Его маленькая стрела еле-еле скользит по доспехам врага, а тот в ответ смеется. И дает малышу Сару такого богатырского пинка, что тот взлетает высоко-высоко, а потом ничего уже и не помнит.

2.

Второй раз малыш Сар выстрелил из лука в живого человека той же ночью.

Но сначала он приходит в себя от тряски. Малыш Сар лежит в повозке. Его кто-то туда закинул – и даже лук не отнял! Враги посчитали Сара слишком маленьким, а его лук – детской игрушкой! Еще обиднее от этого становится малышу Сару.

Он осторожно выглядывает из повозки и видит, как враги въезжают в какие-то ворота с частоколом. Наверное, они тут живут.

В соседней повозке он видит двоих своих старших братьев, оба крепко связаны. Рядом с ними лежат Атлан и Барлах, они ранены и стонут.

А отец и остальные воины из клана малыша Сара тоже связаны и идут пешком. Малыш Сар понимает, что ему надо как-то спасти всех.

И тогда малыш Сар решает убить вражеского командира. Но не может понять, кто у них главный, – ни у кого нет характерной «дынной» головы, как у отца Алана, у самого Сара и его братьев, Нафси и Гоара.

Но тут враги начинают делить вещи, которые они отняли у пленников. Малыш Сар притаился с натянутым луком. Но в кого же стрелять первым?

И тут один враг бьет отца Сара по лицу и своим кинжалом срезает отцову косу. Красный гнев застилает глаза малыша Сара. Но он вовремя вспоминает свой первый выстрел. Потом вздыхает раз, другой, третий – и посылает свою стрелу точно в глаз наглому врагу с кинжалом!

Поднимается ужасный шум! Все кричат. Враги хватаются за мечи. Пленники пытаются защищаться как могут. А малыш Сар прыгает на крышу повозки, оттуда  на частокол и бежит, не чуя  под собой ног, – прятаться.

3.

Третий раз малыш Сар стреляет из лука в живого человека через три ночи.

Но до этого он долго ждет нужного момента за оградой деревни врага. Малыш Сар прячется то во рву, то в кустах. И вот, наконец, на третью ночь малыш Сар видит, что враги поставили в караул самого младшего из своих солдат. Это плохой охранник, глупый: он все время зевает и с трудом держит глаза открытыми.

Когда молодой  слабый охранник снова открывает свои глаза, он видит прямо перед собой малыша Сара. Но объявить тревогу не успевает – стрела Сара пронзает его горло до самой макушки.

После этого малыш Сар пускает много-много стрел на соломенные крыши домов врага. Но сначала он поджигает каждую стрелу от огня караульного костра. И вот уже вся деревня похожа на костер – только не караульный, а ритуальный, когда приносят жертвы богам.

Малыш Сар бежит в лес через поле. Путь ему ярко освещает горящая деревня врага. А еще во вражеской деревне громко кричат, но не эти крики слышит малыш Сар.

А слышит он голос своего дедушки Асильдара. Дедушка умер еще в самом начале похода, но сейчас он говорит в голове малыша Сара как живой. И смеется как живой – тем самым смехом, когда не поймешь, яблоко он тебе сейчас даст или затрещину.

«Ты настоящий воин, – смеется дедушка Асильдар. – Вот уж не думал, что из всех братьев именно ты, самый младший, первым совершишь подвиг! Что ж, ты, как настоящий герой, заслужил букву «А» в начало имени. Теперь ты Асар!»

Малыш Асар испытывает гордость. И от этой гордости он не просто бежит, а летит как на крыльях. На самой границе леса он ненадолго останавливается – посмотреть на дело своих рук.

Враг полыхает на полнеба. И в отблесках этого огня кажется, что радостно хохочут отец и учитель Хшатр, головы которых насажены на привратные столбы.

Текст: Тимур Рыжков