
С какими венерическими заболеваниями специалистам сегодня приходится чаще всего иметь дело и можем ли мы сами спровоцировать развитие какой-либо инфекции, «КИ» узнали у главного дерматовенеролога минздрава Краснодарского края, главного врача краевого кожвендиспансера, к.м.н., доцента Михаила Глузмина.
«Классика» жанра и новые болезни
— Михаил Иванович, кто нынешние пациенты дерматовенерологов: пары, которые вчера случайно встретились, выпили и оказались в одной койке?
— Среднестатистический портрет пациента я нарисовать не смогу, потому что поводов для обращения в КВД очень много. Но чаще все-таки к дерматовенерологам и гинекологам обращаются люди, у которых случился незащищенный секс с малознакомым партнером. Однако речь не обязательно идет о случайных связях. Вы можете знать друг друга лет 20, например, но не общаться все это время, а потом встретиться —
и вот!
— А какие болезни самые распространенные сегодня?
— Если раньше мы вели речь о трех-четырех болезнях: сифилисе, гонорее, трихомониазе, то сейчас их спектр намного шире. Потому что ряд инфекционных болезней тоже стали относить к тем, что передаются половым путем — это, например, вирусные гепатиты В и С, ВИЧ. Много тех, что относятся ко «второй генерации» — это инфекции, преимущественно передающиеся половым путем: хламидиозы, уреаплазмозы, микоплазмозы, вирус папилломы человека и пр. И вот именно они выходят на первый план, потому что на них не всегда сразу обращают внимание: нередко выявляют в процессе обследования по другой причине, например, во время консультации по поводу бесплодия. Кстати, инфекции второй генерации, если их неправильно лечить или не долечивать, часто становятся причиной бесплодия.
— Если в паре выявляется ЗППП, но партнер рвет на груди рубашку, заявляя, что не изменял, это может быть правдой? Способно заболевание затаиться на долгий срок, а потом проявиться?
— Да, такое бывает. Мы уже говорили, что сифилис может не обнаруживаться продолжительное время и заявить о себе, уже когда имеются отношения с другим человеком. Что касается инфекций второй генерации, то там и секс зачастую не нужен, чтобы получить проблему. Дело в том, что в половых органах мужчин и женщин в некоем содружестве живут микроорганизмы, среди которых имеются бактерии, способные при определенных условиях запустить воспалительный процесс. Например, на наших слизистых обитают дрожжеподобные грибы рода кандида, которые в норме не доставляют нам неудобств. Но эти грибы любят сладкое и часто провоцируют у женщин-сладкоежек молочницу — это народное название кандидоза. Или возьмем уреаплазму: в 25% случаев эти бактерии не являются возбудителем воспалительного заболевания. Но случится какой-то сбой в организме, например понизится иммунитет, и эти микроорганизмы спровоцируют воспаление. Так что не спешите обвинять во всех грехах вторую половину, если анализы выявили какие-то инфекции, передающиеся половым путем.
Интернет — плохой советчик
— По мнению венерологов, какая болезнь самая простая в лечении?
— С точки зрения хрестоматии — гонорея. Но она часто сопровождается и другими инфекциями, передаваемыми половым путем, и если они своевременно не выявляются, то это приводит к их развитию и соответствующим осложнениям.
— Все ЗППП можно полностью вылечить или есть такие, которые поддаются коррекции, но не излечению?
— Если диагноз был установлен верно, назначена правильная терапия, подобраны подходящие для человека лекарства, тогда болезнь будет побеждена окончательно. За исключением вирусных инфекций (например вирус герпеса, ВПЧ). Однажды попав в организм, они останутся в нем навсегда. Другое дело, что сейчас все чаще говорят о супербактериях, которые не поддаются лечению никакими антибиотиками, применяемыми в мировой практике. И это уже проблема. А вся беда все в том же злоупотреблении антибиотиками.
— Кстати, о самолечении. Сейчас есть такая практика: пациенты, подозревая у себя «там» неладное, гуглят, что это может быть, сдают самостоятельно анализы в частной лаборатории, а затем по результатам обследования с помощью все того же интернета подбирают себе лечение…
— В 1985 году в Краснодар с циклом лекций приезжал профессор Ильин — светило в отечественной дерматовенерологии, энциклопедист в прямом смысле слова — он автор разделов ряда заболеваний Большой и Малой советских энциклопедий, международный авторитет, который впоследствии стал моим научным руководителем. Так вот, во время лекций один из врачей-слушателей попросил профессора дать схему лечения хламидиоза.
А Ильин отвечает: «Не знаю». Как не знаете, недоумевает врач, вы же профессор! На что лектор отвечает: «Как лечится острый хламидийный уретрит у пациента П., я знаю, а вот как лечится вообще — ни малейшего представления!» Это еще раз подтверждает, что нет двух одинаковых болезней и двух одинаковых пациентов. Всегда должен быть индивидуальный подход. Так вот, интернет сейчас исполняет роль этого врача-слушателя, который хотел получить единую схему лечения. Использовать такую практику я категорически не рекомендую. Самолечение может привести даже к анафилактическому шоку, если, например, вам не подойдет какой-то конкретный медпрепарат, антибиотик.
Основной инстинкт
— Бывает ли аллергия на секс?
— Бывает, но не на сам секс, а на белковые фракции: на сперму или секрет, выделяемый женскими половыми органами. Однако чаще встречается реакция на химические вещества, используемые в производстве презервативов, силиконовых смазок, бактерицидных гелей, контрацептивов локального применения и пр. Но это уже обычная аллергия: намажьте на лоб — будет та же реакция.
— Как часто человек, живущий активной половой жизнью, должен сдавать анализы на ЗППП, если ничего не тревожит?
— Если это моногамные отношения и ничего не беспокоит, тогда обследование не требуется. А если произошел незащищенный секс с новым партнером или это были отношения на одну ночь, тогда нужно обратиться к врачу.
— Согласны ли вы с тем, что люди, практикующие незащищенный случайный секс, не дружат с головой?
— Не согласен. Начнем с того, что каждому возрасту присущи свои мотивации для сексуальных действий. Например, в период юношеского гиперсексуализма, грубо говоря до 25 лет, секса очень много. И, поверьте на слово, там все равно, какой это номер «трамвая» и в какую сторону он идет, главное, чтобы он в принципе был. Люди среднего возраста ищут вторую половину или поддаются романтическим настроениям — кто их за это будет винить? Ну и так далее. К тому же не надо забывать, что сексуальный инстинкт это еще и инстинкт размножения, один из основных у человека и вообще всего живого. Другое дело, когда мотивацией к вступлению в сексуальные связи являются алкоголь или наркотики. Но это уже девиация социального характера, которая не является нормой для адекватно мыслящего человека.
— Михаил Иванович, как вы живете с тем, что знаете?
— С одной стороны тяжело, потому что горе от ума —
сам себе можешь надумать, а с другой — предупрежден, значит вооружен. Но вообще, молодость многому научила и многое компенсировала. Тогда юношеский задор, вера в светлое будущее и во всемогущество науки не позволили стать человеком в футляре. В принципе, мои знания не дают мне перегружать испуг, но и не позволяют недооценивать ситуацию. Смотрю на вещи трезво, объективно. Хотя без чувства юмора, здорового цинизма и самоиронии в нашей профессии — никак. До сих пор наизусть помню «Балладу о гонорее», выученную еще в институте (Ее авторство приписывают С. Ботвиннику — курсанту 3-го курса Военно-медицинской академии, 1945 год. — Прим. ред.). В ней есть такая строфа: «А кто особенно везучий — заболевает от жены…». Смешно, но тоже правда. Такая жизнь.
«Срамные» болезни все еще живы
Сегодня кажется, что «классикой» венерологии — сифилисом, гонореей, трихомониазом — уже никто не болеет. Сифилис — вообще анахронизм какой-то из XVIII-XIX веков. Между тем статистика по заболеваемости тем же сифилисом в Краснодарском крае — около 15 случаев на 100 тыс. населения в год.
— Заболеваемость «старыми» болезнями значительно уменьшилась за последние 10 лет, но она все еще есть. Однако нынешнюю ситуацию не сравнить с той, что была 100 лет назад. В 1920-30-е
годы заболеваемость сифилисом составляла 1100-1200 случаев в год. Венерологическая служба в России ведь сначала была представлена венотрядами, которые на подводах ездили по городам и весям, выявляя больных «срамной» болезнью.
На Кубани такой отряд был создан в 1923 году, у нас каждый сотый житель страдал сифилисом — настоящая эпидемия! И с этим нужно было бороться, потому что болезнь принимала гумозные формы —
обезображивала человека, приводила к смерти.
К счастью, сегодня такого сифилиса уже не существует в силу возможностей медицины. Но бывают запущенные случаи, когда болезнь поражает спинной и головной мозг и приводит к психическим заболеваниям.
А что касается незаметного течения болезни, то да, она может заявить о себе только через 30 дней, а то и через четыре месяца после заражения — язвочками на гениталиях. Если не обратить на них внимание, они исчезнут через пару недель, но потом болезнь проявится уже характерными кожными высыпаниями и пр. Кроме того, мы можем не понимать, что больны, из-за бесконтрольного применения антибиотиков, которые сами себе назначаем, и во время лечения ОРВИ, и из-за расстройства кишечника: они смазывают клиническую картину.