Краснодарские известия

Владимир Худяев: Внедряем цифру во все сферы жизни Краснодара

Единая политика

Владимир Сергеевич, ваше управление непосредственно формирует единую политику в сфере информатизации, ИКТ и связи, построения информационного общества, реализации принципов электронного правительства в нашем городе. Можете кратко рассказать, что включает в себя эта единая политика?

— Основным направлением деятельности нашего управления является формирование, устойчивое функционирование и комплексное развитие информационно-коммуникационных технологий и связи в администрации города. Органы местного самоуправления обязаны широко участвовать в межведомственном и межуровневом электронном взаимодействии, а также в цифровом взаимодействии с гражданами и организациями, что диктует необходимость использования информационных технологий (ИТ) на всех уровнях и этапах внешних и внутренних процессов  администрации.

Нагрузка на ИТ-систему администрации постоянно и объективно возрастает. Увеличивается количество обрабатываемых документов, обращений граждан и организаций, перечень оказываемых государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, объем данных, передаваемых муниципалитетом в краевые и федеральные государственные информационные системы и получаемых из них.

Дополнительным фактором стали режим повышенной готовности из-за пандемии и санкционные ограничения, потребовавшие реализации масштабной практики дистанционного проведения совещаний, мероприятий различного уровня и др. Мы оперативно перевели на удаленную работу более 50% муниципальных служащих благодаря внедрению и использованию системы электронного документооборота (СЭД «Дело»), пользователями которой являются все муниципальные служащие администрации.

— Влияют ли санкционные ограничения на работу департамента?

— Они являются фактором, определяющим ускоренную реализацию требований законодательства об импортозамещении в сфере использования информационных технологий для обеспечения деятельности по управлению городом.

Мы исследовали рынок программного обеспечения и решили перевести органы местного самоуправления города на отечественное программное обеспечение. Нам потребовалось оперативное решение многих как организационных, так и технических задач, включая оперативную перенастройку системы электронной почты муниципалитета, системы архивирования данных, принципов электронного взаимодействия с краевыми органами исполнительной власти, в том числе при проведении дистанционных мероприятий.

— Как развивается инфраструктура?

— ИТ-инфраструктура администрации создавалась поэтапно  более 15 лет и нуждается в существенной модернизации на основе современных технологических решений. Нагрузка на информационно-коммуникационную инфраструктуру администрации, которая является базисом для обеспечения бесперебойной повседневной деятельности ОМС, постоянно возрастает. В 2019 году было проведено аудиторское обследование ИТ-инфраструктуры, разработан план модернизации, сделана оценка необходимого объема финансирования.

Самые востребованные

— В чем удобство использования «электронного правительства» города?

— Главная его задача — облегчить жизнь людей, свести к минимуму субъективный фактор в получении гражданином государственных и муниципальных услуг.  Администрация города старается оказывать большинство таких услуг в электронном виде. Одним из главных принципов является полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид — начиная с подачи заявлений и далее всего технологического процесса внутри органа власти. Соответствующая система автоматически настраивает вариант предоставления услуги для каждого конкретного заявителя, в том числе готовит точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.

Утвержден перечень муниципальных услуг, в соответствии с которым органы администрации предоставляют 87 услуг через региональный портал krd.ru, который  одновременно решает несколько задач:

— А какие услуги  самые востребованные горожанами, в какие департаменты поступает больше всего запросов?

— В период ограничительных мероприятий значительно повысился интерес граждан к возможности получить услугу, не выходя из дома. Через портал в 2020 году поступило 6314 заявок. В дальнейшем спрос несколько снизился за счет того, что жителям привычнее пользоваться услугами многофункциональных центров.  Тем не менее за весь 2021 год администрация получила и оказала 689 услуг в электронном виде. А в первом полугодии 2022 года — уже 1018 услуг. Традиционно наибольшее количество заявок через портал поступает в управление по социальным вопросам, департаменты архитектуры, транспорта, муниципальной собственности, образования.

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде реально помогает сотням малоимущих многодетных семей  своевременно получить единовременную денежную выплату. Предпринимателям удобно согласовать онлайн-разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений. Гражданам удобно подать заявление о постановке на учет и зачисление детей в образовательные организации, а также воспользоваться и другими муниципальными услугами. Услуг много, и они становятся популярнее.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Камеры видят все

— Можете рассказать о системе «Безопасный город»?

— Она включает в себя более 1000 видеокамер. Видеонаблюдением оборудован ряд социально значимых объектов, в том числе  парки, скверы,  бульвары,  спортивные площадки,  подземные переходы.

Внедрение интеллектуальных видеокамер —  перспективное направление развития, которое позволит существенно повысить эффективность системы комплексного видеонаблюдения. Мы организовали тестирование этой системы видеонаблюдения для последующего внедрения таких сервисов, как распознавание лиц, номеров транспортных средств, подсчет количества грузовиков, контроль периметра, которые помогут в дальнейшем повысить
безопасность и защищенность граждан.

— Назовите, какие именно существуют системы безопасности для населения? 

— Мы внедрили следующие сегменты АПК «Безопасный город»: систему оповещения и информирования населения, систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, комплексную систему видеонаблюдения, которая включает в себя 1081 камеру видеонаблюдения.

Для обеспечения информирования граждан о возникновении ЧС, а также о неблагоприятных условиях (погодных, техногенных) через мобильные средства связи заключены соглашения о взаимодействии по передаче экстренной информации при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного или техногенного характера с четырьмя основными операторами мобильной связи. В результате достигнута договоренность по передаче абонентам мобильной связи экстренной информации о ЧС и неблагоприятных погодных условиях при помощи СМС-рассылки.

Также применяется программно-аппаратный комплекс автоматической пожарной сигнализации «Стрелец-мониторинг». Он установлен в Центре управления кризисными ситуациями ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и сопряжен с пультом дежурного инженера ЕДДС (Единая дежурная диспетчерская служба), к которому подключено 544 объекта.

Также в городе работает  навигационно-информационная система транспортного комплекса, которая  установлена в Центре мониторинга дорожного движения и транспорта. Она контролирует более 3000 единиц транспорта: школьные автобусы, спецтехнику и общественный транспорт.

На базе Центра озеленения и экологии создана система экологического мониторинга — для контроля показателей атмосферного воздуха на территории города. В состав системы входят 4 стационарных поста и 4 передвижные экологические лаборатории.

Кроме того, работает автоматизированная система оперативного контроля и мониторинга паводковой ситуации. Входящий в состав региональной системы комплекс автоматизированного гидрологического контроля АГК-29 предназначен для автоматического контроля уровня воды в реке Кубани.

— Остановимся на безопасности учащихся. Как она обеспечивается?

— На базе школ №30 и 102 внедрены пилотные проекты интеллектуального
видеонаблюдения. Тестирование проходили модули «Распознавание лица», «Распознавание государственных регистрационных знаков транспортных средств», «Пересечение запретной линии», «Проникновение в запретную зону».

«Умные» решения

— В 2018 году Краснодар, Новороссийск и Сочи вошли в Международный клуб устойчивых и умных городов. В 2019 году краевой центр и южная столица попали в число пилотных городов проекта «Умный город», инициированного Минстроем России. Можете рассказать о том, насколько краевая столица соответствует понятию «умный город» и что в этом направлении делается?

— Цель «умного» города — повышение качества жизни горожан. Это возможно только при комплексном подходе, который, с одной стороны, учитывает приоритетность и сложность проблем, а с другой — степень и скорость влияния на эти проблемы внедряемых «умных» решений.

Сейчас в Краснодаре отдельные решения и «умные» технологии уже используются в социальной сфере, в сфере ЖКХ, обеспечения общественного порядка, мониторинга общественного транспорта.

Планируется внедрять новые технологии и цифровые сервисы в ЖКХ, градостроительстве, муниципальном управлении, управлении транспортными потоками, развивать современные сети связи, благодаря чему горожанам и бизнесу станет проще решать многие вопросы.

Архитектура «умного» города включает в себя как минимум четыре основных взаимозависимых слоя, реализация наиболее передовых решений зачастую невозможна без поэтапного «наращивания» слоев друг на друга. Первый слой — базовая инфраструктура —
основополагающий для развития. Он включает в себя телекоммуникации (в том числе общественный Wi-Fi), транспорт, инженерные сети, столбы уличного освещения. Второй —
отслеживание и сбор городской информации о состоянии инфраструктуры и поведенческих особенностях пользователей путем размещения специальных датчиков, сенсоров и устройств, которые, в свою очередь, передают ее «умным» сервисам. Третий —
цифровая платформа, которая позволяет анализировать и структурировать предоставленную информацию, а также передавать ее для улучшения существующих сервисов и создания новых. И наконец четвертый слой — та самая «верхушка». Само по себе наличие в городе различных «умных» технологий не может являться панацеей для решения всех городских проблем без развития остальных инфраструктурных слоев города.

Так, для внедрения единой системы мониторинга инженерных сетей города сначала необходимо привести в порядок и обновить саму инфраструктуру, оснастить ее соответствующими датчиками и только потом уже создавать платформу для эксплуатации и взаимодействия с потребителями.

Таким образом, для Краснодара важнее всего сочетать внедрение точечных «умных» технологий, которые будут способствовать повышению комфорта горожан, с грамотным и постепенным развитием инфраструктуры в целом. Это даст наиболее сильный эффект от решений как для всего города, так и для каждого его жителя.

— Сможет ли «умный город» справиться с пробками на наших дорогах?

— Да. Можно улучшить дорожную ситуацию в городе, увеличив количество пользователей общественного транспорта за счет создания удобной системы мониторинга движения транспортных средств в реальном времени. Будем прогнозировать пробки, отслеживать движение общественного транспорта, а также фиксировать нарушения и передавать данные в диспетчерские центры. Мы этим занимаемся.

Отражение кибератак

— Как решаются вопросы информационной безопасности?

— С каждым годом вопрос информационной безопасности становится все более актуальным. Ежегодно обновляются и дополняются требования к информационной безопасности, предъявляемые к органам государственной власти, в том числе со стороны регуляторов ФСТЭК и ФСБ России. Также в результате стремительного роста информационных технологий появляются новые уязвимости в системном и прикладном программном обеспечении, через которые злоумышленники пытаются реализовать различные угрозы безопасности информации. Противодействие реализации таких угроз осуществляется за счет профессиональных действий высококвалифицированных специалистов в этой области, а также с помощью сертифицированных средств защиты информации.

В рамках осуществления служебной деятельности нами ведется постоянная работа по совершенствованию инструментов, правил контроля и прогнозирования кибератак. Мы используем сертифицированные средства обнаружения и предотвращения вторжений, а также своевременно реагируем на инциденты, что позволяет предотвращать возможные негативные последствия от реализации кибератак злоумышленников, которые могут преследовать различные цели: от дезинформирования населения через публичные интернет-сайты до ограничения работы инфраструктуры отдельного сетевого сегмента подразделения.

Мы постоянно разрабатываем и актуализируем локальную организационно-распорядительную документацию в области защиты информации. Мы также занимаемся комплексным испытанием устанавливаемых систем защиты информации и проводим аттестацию объектов информатизации.

— Горожане часто жалуются, что качество мобильной связи не всегда на высоте. Даже, если антенна на смартфоне показывает 4G LTE, не факт, что скорость и надежность передачи данных будут хорошими. Как контролируется качество связи в городе?

— Как отраслевой орган управление активно взаимодействует с предприятиями отрасли — операторами. Мобильная связь, интернет, услуги связи в последнее время стали основными средствами коммуникации, и предприятия отрасли активно помогают населению и бизнесу, предлагая пользование разными сервисами, создавая новые услуги.

Мы сегодня стремимся наладить взаимодействие операторов с органами местного самоуправления и населения по вопросам качества связи. Тут все понятно, есть жалоба — мы ее разбираем и решаем вопрос с оператором. Никаких проблем в этом случае нет.

Есть также вопросы с установкой и размещением в жилой зоне антенно-мачтовых устройств и оборудования оператора. Вот тут мы стремимся соблюсти баланс интересов  населения и операторов. Важно, чтобы все вопросы решались в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством. Важно, чтобы  обновлялось оборудование.

Место в рейтинге

— Есть у вас недостаток в кадрах?

— Проблем с кадрами нет, но работа у нас, прямо скажем, нелегкая. К нам должны приходить очень опытные специалисты, потому что круг вопросов, которые мы решаем, очень широкий и не терпит ошибок. Но к нам идут работать с большим удовольствием, потому что, получив у нас богатый производственный опыт, можно легко заработать портфолио, с которым любая коммерческая IТ-компания возьмет в штат.

— Привлекаете студентов? Работаете с вузами?

— Наверное, студенты работать у нас не смогут. Слишком сложные и ответственные задачи решают наши сотрудники. Но вот наладить сотрудничество с нашими вузами, которые готовят айтишников,  было бы полезно. Пока мы не сотрудничаем с вузами, но будем думать о налаживании контактов.

— Можете озвучить статистику по развитию ИКТ города?

— Операторы сотовой связи, как правило, ведут региональный или макрорегиональный учет абонентов. Поэтому в данном случае мы можем говорить о покрытии территории города сотовой связью и доступом к интернету. Оно  составляет практически 100%.

Органами администрации и муниципальными учреждениями используется более 200 информационных систем (ресурсов) для реализации деятельности по обеспечению управления городом. Многие информационные системы разработаны и используются ведомственно, то есть для накопления данных и решений задач по отдельному вопросу городской жизни. Сейчас все более актуальным становится создание единой платформы, которая позволит обеспечить более высокую достоверность данных, повысить качество предоставления муниципальных услуг и управленческих решений, принимаемых на различных уровнях.

По итогам прошлого года в рейтинге индекса IQ городов, имеющих численность от 250 тысяч до 1 миллиона человек, опубликованы итоги по 63 городам-участникам.
Краснодар набрал 57,22 балла при максимальном показателе 120 баллов и занял 27-е место в указанном рейтинге. Для сравнения: максимальное количество баллов — 100,75 — имеет Тюмень, минимальное — 8,25 — у Читы.

— Когда мы еще «поумнеем»?

— Ожидаем  выполнения целевого показателя «Увеличение индекса цифровой трансформации городского хозяйства (IQ городов) на 30%» в рамках ведомственного проекта «Умный город» к 2026 году.

Материал подготовил Александр Сучков

Exit mobile version