Краснодарские известия

Владимир Громов: Мы — казачий край, этого у нас не отнять

Краснодарский край отмечает 85-летний юбилей. Солидная дата, которую можно анализировать, подводя итоги и строя планы.

— Владимир Прокофьевич, назовите, на ваш взгляд, главные вехи в жизни края.

— Прежде всего это сам факт образования Краснодарского края в 1937 году. Хочу отметить, что в этот исторический момент кубанские казаки стали полноправными гражданами Советского Союза. Накануне образования края были отменены ограничения для казаков по службе в Красной Армии, им вернули избирательное право. 

Второй момент — Великая Отечественная война. Она стала серьезным испытанием для всего Советского Союза и его народа, в том числе и для жителей Краснодарского края. В этот период тяжелейших испытаний кубанцы внесли свой неоценимый вклад в достижение Великой Победы. Это проявилось в участии 600 тысяч кубанцев на фронтах, в том числе  казаков, которые воевали во всех родах войск: кавалерии, артиллерии, авиации, пехоте и др.

Третий этап, к счастью, уже проходил на моих глазах. Это восстановление сельского хозяйства, которое после войны было разрушено и пришло в упадок. Данный период по праву можно считать трудовым подвигом нашего народа. Это огромнейшая работа! Подвиг, совершенный моими родителями, хуторянами, станичниками, людьми нашей земли, которые работали не покладая рук для того, чтобы поднять хозяйство и Краснодарский край на должный уровень.

Еще один этап — это 70-е годы. У нас почему-то принято считать их периодом застоя, но это период, когда Кубань занимала достойное место в экономике Советского Союза. Данный этап характеризуется активным развитием сельского хозяйства, рисосеяния, развитием культуры, науки и образования. Сейчас трудно представить время 60-х годов, когда огромное количество юношей и девушек, движимые получением высшего образования, пошли «в поход на знания». Потом они переплавляли эти знания в действия, внося свой неоценимый вклад в медицину, здравоохранение, сельское хозяйство и другие отрасли Кубани.

Наконец, еще одним этапом я бы назвал 1990 год, когда состоялся съезд казачьего сообщества. В один момент Кубанское казачество возродилось из небытия. Избрали атамана, правление, создали региональную организацию. Это было важное общественно-политическое событие в жизни региона, ведь все были уверены, что казаки исчезли.

Следующий период — это период испытаний в 90-е годы, когда прежние экономические связи были разрушены, хозяйство пришло в упадок в результате реформ. Необходимо было сохранять те отрасли, которые еще можно было сохранить. Россия балансировала на грани развала. Межнациональные отношения привели к конфликтам и противостояниям. Все это поставило страну перед вопросом: «Быть ли не быть?». Только приход к власти и избрание президентом Владимира Владимировича Путина позволили избежать распада России как государства. Сейчас мы имеем поэтапное, постепенное развитие экономики и сельского хозяйства. Сегодня можно проехать по Кубани, радуясь ухоженным полям, виноградникам и садам. 

— Кубань традиционно считается казачьим краем. За минувшие 85 лет нам удалось сохранить этот статус или мы сейчас котел, в котором варятся представители более сотни национальностей?

— Начиная с 1990-х годов происходит значительный миграционный прирост населения. Сюда приехали  народности, которые никогда ранее здесь не проживали. Приезжали другие этносы, которые нарушали сложившийся этнический состав края. Представителей казачества и ранее было немного вследствие репрессий и тягот, которые пришлось пережить народу Кубани. Сейчас же и самих кубанцев не так много. Очень много приезжих. Это закономерный процесс, потому что рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Я очень хочу, чтобы люди, которые приехали к нам, уважали наши традиции, нашу культуру и историю, а также тех, чьи потомки заселили этот край. Уважение к народу — это уважение к людям, которые развивали и продолжают развивать край. Но да, мы — казачий край, этого не отнять.

Фото: архив «Краснодарских известий»

— По итогам Переписи 2020 года Краснодар потерял статус сельского региона. Если ранее большая часть населения проживала в станицах, то сейчас превалирующее большинство граждан — это горожане. С приходом урбанизации и приобретением новых статусов Краснодарского края теряется ли самобытность? Передаются ли в городе народные традиции или мы уходим от своих корней?

— Это очень хороший вопрос, ведь традиции и культуру всегда сохраняло сельское население. Оно выступало хранителем наследия. Городское население — та категория людей, которые уже частично порвали с традиционной культурой. Это связано с тем, что они живут в совершенно иных условиях. Иногда некоторые традиции все же соблюдаются, поскольку сохранились родственники, живущие в станицах и хуторах. Процесс урбанизации касается не только традиционной народной культуры, но и осмысления жизни в целом. Городская среда меняет статус горожан, и народ становится не носителем, не хранителем, а потребителем народной культуры.

К сожалению, это явление затронуло и казачество. Основная масса казаков сейчас живет в городской среде, как и основная часть жителей Кубани. Раз они живут в городах, то здесь стоит острый вопрос о соблюдении традиций, особенно культурных. Для того чтобы сохранить в городе культурную самобытность, нужно  с самого детства быть «привитым» и выросшим на традиционной культуре. Сохранение этих ценностей всегда упирается в семью. Если в семье сохраняются традиции, значит, к ним приобщаются и дети.

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Простой пример. Мой сосед — черкес по национальности — как глава семьи пригласил меня на свадьбу. Сразу предупредил, что свадьба будет вестись на адыгейском языке, но за столом со мной будет сидеть его брат и переводить. У них в культуре, оказалось, не принято произносить громогласные поздравительные речи, но из уважения к моей культуре мне дали отдельное слово для поздравления молодоженов. На свадьбе начались гуляния, и ведущий приглашал людей для исполнения народных танцев под музыку. Если на современных свадьбах все танцуют кто во что горазд, то здесь юноши и девушки стояли отдельно друг от друга и ждали специального приглашения от ведущего. Мне выпала честь танцевать народный танец с юной девочкой. Это был замечательный опыт погружения в народные традиции.

Если семья сохраняет традиции, то дети с младенчества впитывают эту культуру и несут с гордостью. Мне кажется, мы утратили очень много. Поэтому сохранение традиционной культуры  —

одна из самых главных задач общегосударственной важности. Традиционная культура — основа высокой нравственности. Это отвечает нашему обществу и задачам государства в целом. В городских условиях это очень сложно и возможно только в семье. Воцерковление, порядочность и нравственность — все происходит из семьи. В городской семье сложно соблюдать традиции, иногда соседи по лестничной площадке совсем не знают друг друга и выпадают из контекста культурных взаимосвязей.

— Опираясь на прошлое, каким вы видите наш регион в будущем?

— Мои предки живут на этой земле с 1794 года. Как и всякий коренной кубанец, я бы хотел видеть его высокоразвитым в экономическом и культурном плане.  Мне как историку, как человеку, выросшему на традиционной культуре, хотелось бы, чтобы наши песенные, бытовые традиции и обычаи стали частью каждой кубанской семьи.

Сейчас вследствие многочисленных событий Кубани приходится нелегко. Но я вижу и хорошо чувствую, что мы переживаем подъем! И 85-ю годовщину края, с моей точки зрения, мы встречаем с хорошим настроением. Я поздравляю всех кубанцев с этой датой и желаю всем благ земных, радости, здоровья, мира и добра!

Материал подготовила Маргарита Шохирева

Exit mobile version