Краснодарские известия

В развитие Приазовья вложат 700 млрд в ближайшие пять лет

Фото: Лилия Матонина

Документ разработали по поручению губернатора Вениамина Кондратьева. Стратегия развития кубанского Приазовья рассчитана до 2030 года и охватывает сразу пять муниципалитетов нашего региона: Ейский, Приморско-Ахтарский, Темрюкский, Щербиновский и Славянский районы. Это 13,5% площади Краснодарского края, на которой проживает порядка 500 тысяч кубанцев.

Турпоток вырастет. Зарплаты — тоже

Наш край — один из ведущих курортов страны. Однако если Черноморское побережье круглый год заполнено туристами, то Азовское — не так популярно даже среди местных. При этом его территории обладают огромным потенциалом для экономического роста и улучшения качества проживающих там людей.

Есть еще одна важная причина для серьезного и скорейшего развития побережья — Азовское море с вхождением в состав России ДНР, Запорожской и Херсонской областей официально стало исключительно внутренним морем России.

Неслучайно по поручению президента России Владимира Путина разработана федеральная стратегия развития всего Приазовья до 2040 года.

Краснодарский край приступил к разработке региональной стратегии по развитию своего участка Азовского побережья в мае 2024 года. Уже в июле министерство экономики края представило анализ социально-экономической ситуации в пяти муниципальных образованиях.

По его итогам определили приоритетные направления развития: агропромышленный, санаторно-курортный и туристский, промышленный и транспортно-логистический комплексы.

Согласно стратегии, накопленный рост базовых отраслей экономики «Кубанского Приазовья» до 2030 года должен составить не менее 186%, а среднегодовые темпы роста заработной платы выйдут на устойчивую динамику около 107,5% в год.

Благодаря реализации инвестиционных проектов увеличится и количество отдыхающих на Азовском побережье. Планируется, что к 2030 году турпоток вырастет в 1,5 раза и составит 1,5 млн человек ежегодно.

Для реализации стратегии будут привлекаться как бюджетные (федеральные, краевые, местные) средства, так и внебюджетные (инвесторов).

Разобрали плюсы

При подготовке региональной стратегии по полочкам разложили все «тонкие места». На самом деле кубанское Приазовье обладает высокой природной ценностью: здесь расположены 23 особо охраняемые природные территории регионального значения. К примеру, в Приморско-Ахтарском районе таких шесть, в Темрюкском — 12, Ейском — три, в Славянском и Щербиновском — по одному. Их общая площадь составляет 180 тысяч гектаров. Это 17,5% от общей площади нашего Азовского побережья и больше половины (57,1%) площади всех особо охраняемых природных территорий региона.

Также здесь — достаточно высокий уровень экономического развития. Работают предприятия нефтеперерабатывающей, нефтехимической, пищевой и легкой промышленности, производства стройматериалов, производства и ремонта судов, сельхозпредприятия. Помимо этого, в районах Приазовья расположены крупные морские порты (Ейск, Темрюк, Тамань и Кавказ), аэродромы, федеральные автодороги и железнодорожные пути.

… и минусы

Однако при том, что эти территории обладают большим экономическим и туристическим потенциалом, по уровню развития во многих областях они проигрывают другим районам Кубани.

В отличие от многих районов края (Краснодар разрастается реактивными темпами, в Сочи, Анапу, Геленджик тоже переезжают со своей страны), в нашем Приазовье — проблемы с демографией.

Отмечается, что для всех пяти муниципалитетов характерно сокращение численности населения. Только в Ейском и Темрюкском районах естественная убыль перекрывается миграционным приростом.

Молодежь предпочитает уезжать отсюда из-за другой проблемы — низких зарплат. Средняя заработная плата в зависимости от района колеблется от 52 до 65 тысяч рублей, в то время как среднекраевая зарплата составляет 58,3 тыс. руб.

А отсюда тянется и третья проблема — низкая инвестиционная активность. И корни этой ситуации понятны. Если жителей становится все меньше, для кого строить жилье и инфраструктуру?

С 2019 по 2023 годы доля районов Приазовья в общем объеме накопленных инвестиций региона составила 11,6%. На Приморско-Ахтарский, Щербиновский, Ейский, Славянский и Темрюкский районы приходится 11% в объеме базовых отраслей Кубани. Грузооборот местных портов занимает 33% в общем грузообороте края.

Протяженность береговой линии на территории муниципалитетов составляет 572 км, при этом на эти районы приходится только 5% от общего туристического потока региона. Так, в 2023 году Азовское побережье посетили 930 тыс. человек, в то время, как общий турпоток Кубани превысил 18 млн человек.

Основные экономические драйверы — Темрюкский и Славянский районы. Первый — за счет транспортно-логистического комплекса (49% в структуре базовых экономических отраслей района). У второго — в структуре базовых экономических отраслей 74% занимает промышленность.

Ясно, что без современной инфраструктуры не стоит ждать развития Приазовья. Сегодня здесь отмечается высокая степень износа объектов коммунального хозяйства. Так, доля износа водопроводных сетей в Ейском и Приморско-Ахтарском районах составляет более 80%.

Доля износа канализационных сетей в этих районах, а также в Темрюкском районе также выше нормативных показателей — 85,4% и 80%. А в Приморско-Ахтарском районе отмечается еще и низкий уровень газификации населенных пунктов — 43%.

Кроме того, отмечается недостаток транспортной доступности районов, высокая загрузка автодорог и низкая пропускная способность железных дорог. Например, порт «Тамань» загружен только на 54% из-за отсутствия удобных транспортных подходов.

Будущее за АПК, санаторно-курортным и туристским комплексом

В принятой стратегии определены основные «точки роста». В первую очередь, — это развитие агропромышленного комплекса. Только на территории Ейского района уже приступили к реализации 11 инвестпроектов.

В санаторно-курортной сфере сегодня реализуются: пять инвестпроектов в Ейском районе, шесть — в Темрюкском, по два — в Славянском и Приморско-Ахтарском, один — в Щербиновском.

Восстановление экологии Азовского моря и Приазовского побережья, развитие рыбохозяйственного потенциала, рекреационного потенциала и транспортной инфраструктуры — эти важные пункты также прописаны в «дорожной карте» регионального документа.

Для трех муниципалитетов планируется реализация проектов в сфере комплекса отраслей промышленности. Речь идет о Ейском, Славянском и Темрюкском районах. В сфере транспортного-логистического комплекса в Темрюкском и Ейском районах реализуют по пять инвестпроектов. В комплексе отраслей строительства мероприятия стратегии охватывают Ейский, Приморско-Ахтарский и Темрюкский районы.

Запланированы проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта, модернизация инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение), дорожной инфраструктуры, а также ряд проектов в сфере экологии и благоустройства.

Азовское побережье — территория с большим потенциалом. Стратегия включает конкретные мероприятия по созданию жилищной, коммунальной, социальной, туристической инфраструктуры. Все это найдет прямое отражение на качестве жизни людей. Уверен, темпы развития округа ускорятся, и в течение пяти лет мы увидим результаты,

— говорит Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края.

Все фото в материале сделаны автором.

Exit mobile version