Вместо Лувра
Многие относятся к репродукциям несерьезно. Да, конечно, это не оригиналы, в них не вложена часть души художника. Но, согласитесь, предстать перед оригиналом не всегда возможно. А музейный зал, где на тебя со всех сторон взирают шедевры — пусть и копии — место совершенно особой атмосферы. Такую невозможно воссоздать дома, открыв интернет-каталог мастера. Кроме того, прогулка в музей — это всегда познавательное, легкое, вкусное общение с музейными работниками и посетителями. А после, дома, перед компьютерным экраном и с чашкой горячего чая, в самый раз будет почитать о художнике или посмотреть о нем фильм-биографию: чем он жил, что тревожило его душу?
Как правило, мы ассоциируем конкретного художника с одной-двумя его самыми знаменитыми работами. Какие ассоциации у нас возникают при фамилии Мунк? Конечно же, это «Крик» — одна из самых дорогих картин мира, окутанная мифами и загадками. Но сколько других потрясающих полотен создал этот норвежский живописец и график, о которых большинству из нас мало что известно. Именно для этого стоит посещать выставки репродукций.
Как делают такие картины? За основу берут цифровую фотографию полотна, которую при помощи специального оборудования переносят на художественный холст или бумагу. Поскольку рука художника отличается от принтера, часто печать приходится дорабатывать вручную. Благодаря современным технологиям с помощью техники жикле можно полностью воссоздать бессмертные шедевры на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка. Сохраняется даже печать времени в виде кракелюра.
Рембрандт ван Рейн — выдающийся голландский художник. Особый интерес у мастера вызывал внутренний мир человека. Часто в его работах встречается образ Саскии, которая была его женой. Живописец увековечил образ любимой на многих своих полотнах, передав всю ее женственность и красоту с особой нежностью. В своем творчестве Рембрандт также обращался к религиозным и мифологическим сюжетам, создавал прекрасные пейзажи и тонкие психологические портреты.
Ян Вермер — нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. В творческое наследие Вермеера входит менее 40 работ, что делает каждую картину истинной жемчужиной в коллекции любого музея. Источник вдохновения для художника — повседневная жизнь, в которой он находил первозданную красоту и всю палитру человеческих эмоций. Его картины интригуют и очаровывают зрителей на протяжении вот уже нескольких веков.
Занавеска справа…
Ян Вермеер писал свои картины в удовольствие. Он помогал матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа, и в деньгах не нуждался: биографы предполагают, что в этом заведении художник мог вести торговлю предметами искусства. Но все изменила Голландская война — именно она заставила Вермеера продавать свои работы за бесценок, ведь его торговля прекратилась. После смерти художника его вдова распродала наследство в счет долга, и многие картины разошлись по рукам. Сейчас подлинными картинами Вермеера признаны 34 работы. Одна из самых известных — «Девушка, читающая письмо у открытого окна».
На картине изображена грустная белокурая девушка, которая читает письмо. Перед ней на столе стоит ваза с фруктами. Одни исследователи считают, что фрукты — это отсылка к грехопадению, а письмо в ее руках — обязательно интимного характера. Открытое окно символизирует свободу и, скорее всего, означает, что героиня картины заперта в чьем-то доме. Другие предполагают, что фрукты являются символом достатка, ведь в те времена они стоили очень дорого, да и девушка, судя по ее наряду, происходила из богатой семьи. Занавеска справа однозначно указывает на тайну, именно ее и предстоит нам разгадать…
За спиной девушки — белая и неестественно пустая стена. Еще в 70-х годах прошлого века реставраторы подвергли картину изучению на рентгеновском аппарате и увидели под белой стеной Амура с луком. Современные технологии помогли снять краску, которой «отредактировали» оригинальную композицию в XVIII веке. До недавнего времени предполагалось, что картину в картине закрасил сам Вермеер. Однако анализ состава краски показал, что она отличается от того, что использовал автор, а значит, тайна по-прежнему жива…
Выставку можно посетить в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств с18 марта по 5 июня по адресу: ул. Рашпилевская, 32.
Текст: Анна Климанц