Краснодарские известия

Умные остановки, QR-коды 
и самообучающиеся сети: Какие IT-проекты преобразят жизнь горожан и облегчат работу властям?

Умный и разумный 

Если более точно переводить с английского понятие SmartCity, то получится не «умный город», а «разумный город». 

— Краснодар — это современный «разумный» город. Поэтому мы в отделе цифровой экономики все новые технологии сначала проверяем в реальных условиях, смотрим, как они улучшат качество жизни горожан, во сколько это обойдется местному бюджету, и только после этого передаем в профильный орган с рекомендацией о внедрении, — рассказал заместитель начальника управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации Краснодара Михаил Мартыненко.

Сейчас специалисты управления плотно заняты разработкой и тестированием нескольких пилотных проектов совместно с лидерами российской и международной IT-индустрии.

В Риме, к примеру, остановку городского транспорта зачастую можно опознать по столбику с указанием маршрутов. Краснодарцы же без труда смогут различать остановки при помощи QR-кодов. В городе тестируют новый проект «QR-остановка». От идеи и до конечной реализации это полностью — заслуга работников муниципалитета. Однако прежде чем проект приобрел форму и содержание, пришлось пересмотреть не менее десятка других инициатив, которые предоставляли компании. Хай-тек-дизайн, высокоскоростной Wi-Fi, модуль МФЦ и искусственный интеллект — лишь малая часть того, что предлагалось приобрести за счет средств муниципального бюджета.

У мэрии было свое видение этого проекта, и виртуальный тур по остановкам мировых столиц подтвердил правильность выбранной концепции. Оказалось, что в самых богатых городах мира остановки спроектированы таким образом, чтобы выполнять свою основную функцию — сделать ожидание нужного маршрута максимально комфортным.

Точнее Гугла

Узнать точное время ожидания на остановке помогут электронные табло. Их обязательно установят в Краснодаре, однако не так быстро. Требуется подключение к электрической сети, регулярное обслуживание, оплата каналов связи и ремонта. Пока же горожанам предложено быстрое и менее затратное решение. Всего-то надо навести камеру смартфона на QR-код, размещенный на остановке. По ссылке откроется страница, где можно увидеть перечень прибывающего и ожидаемого в течение ближайшего часа транспорта. QR-код значительно снижает риск уехать не в ту сторону.

Идея не нова и отчасти уже реализована в других приложениях, к примеру, Яндексе и Гугле. Однако там велик риск неверного определения геолокациии, как следствие, путаницы с нужным маршрутом. Остановки с QR-кодами такие погрешности исключают, к тому же у муниципального проекта есть преимущество: чтобы воспользоваться QR-кодом, не потребуется скачивать приложение.

— После тестирования мы определим наилучший вариант и начнем внедрять QR-коды на всех остановках города, а их более 1500, —
пояснил замначальника управления инвестиций и развития МСП администрации Краснодара.

В тестовой версии предоставляется информация только о муниципальном транспорте. Но в скором времени можно увидеть график прибытия и частных перевозчиков. 

Чужих не пропустят

Еще один проект направлен на обеспечение безопасности детсадов. Он так и называется: «Безопасный детский сад». 

Работа над ним началась еще до наступления пандемии. Карантинные меры, конечно, внесли свои коррективы, но полностью работу не остановили. Главная цель проекта — идентификация взрослых, проходящих на территорию детского сада. Чтобы в потоке родителей, которые по утрам приводят сюда своих любимых чад, а вечером их забирают, не затерялся бы посторонний человек.

— Пилотной площадкой мы выбрали детский сад №72, где разместили интеллектуальную систему видеоаналитики. Система у нас самообучающаяся, то есть она создает уникальный цифровой отпечаток лиц всех входящих людей. Так она получает данные о тех, кому разрешен проход на территорию детсада. В определенный момент система переводится в режим контроля и начинает сравнивать получаемую картинку с занесенными в базу данными, если не находит совпадений — подает сигнал охране. Они уже проверяют, кто этот человек и с какой целью пришел сюда, — пояснил заместитель начальника управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации Краснодара Михаил Мартыненко. 

Однако после введения масочного режима процесс распознавания лиц усложнился, и поэтому проект находится на доработке.

Мусоровозы поедут по датчикам

«Умные» контейнеры сделают более эффективной систему вывоза мусора в городе и проложат маршруты спецтехнике. Это еще один проект, который разрабатывают специалисты управления инвестиций и развития МСП города вместе с IT-компаниями и региональным оператором по вывозу мусора.

— Мы использовали энергоэффективные сети передачи данных нашего партнера, телекоммуникационной компании. А на контейнеры установили специальные датчики, которые могут работать от батарейки 10 лет без дополнительного обслуживания. Датчики определяют несколько параметров, в том числе и уровень наполненности контейнера, и момент, когда он был перевернут, — пояснил Михаил Мартыненко. 

Сегодня мусорные контейнеры города освобождают по определенному графику. Проблема в том, что достаточно трудно отследить, когда тот или иной контейнер переполнится и люди начнут складывать пакеты рядом. Уборка мусора «с земли» требует дополнительных трудовых и финансовых затрат. Наличие датчиков позволит более точно определять переполненные контейнеры, а заодно и корректировать в режиме онлайн маршруты мусоровозов. 

Эффективность проекта очевидна — применительно к сегодняшнему дню и с прицелом на перспективу, когда город полностью перейдет на раздельный сбор мусора. Тогда к каждому контейнеру станет приезжать своя машина, и без автоматического планирования маршрутов мусоровозов будет просто не обойтись.

Exit mobile version