Солдат спит — служба идет
Осенне-зимний призыв в самом разгаре, пора поговорить о предварительных итогах. Что, собственно, и сделали участники рабочего совещания, состоявшегося 8 ноября на сборном пункте военного комиссариата Краснодарского края.
— Необходимо выработать единый подход к решению тех вопросов, — заметил начальник отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Военного комиссариата Краснодарского края полковник Александр Григорьев, — которые сегодня напрямую связаны с обеспечением своевременного пополнения Вооруженных сил страны призывниками.
При этом одна из актуальных проблем — случаи неявки студентов в военные комиссариаты. Что, по меньшей мере, странно уже хотя бы потому, что слова из песни «Отслужу два года и вернусь» безнадежно устарели.
— Сегодня служба длится всего один год, — напомнил полковник. — Да и быт в современной российской армии налажен весьма неплохо: комфортабельные помещения, разнообразное качественное питание и даже ежедневный послеобеденный сон.
Волчий билет вместо военного
Но и при более жестких условиях службы отдать долг Родине вполне резонно. Если, конечно, человек призывного возраста хочет чего-то в этой жизни добиться.
— Предположим, парню исполнилось двадцать семь, а в армии он еще не был — все время от нее бегал, — смоделировал ситуацию Александр Григорьев. — Разумеется, военный билет он уже не получит — только справку с вердиктом: «Не служил, не имея на то оснований».
Такой документ, между прочим, своего рода волчий билет. Желаете знать почему?
— Обладатель этого «удостоверения» не имеет, к примеру, права в течение ближайших десяти лет занимать какую-либо государственную должность, — внес конкретику полковник. — А ведь именно в период с двадцати семи до тридцати семи лет молодой госслужащий может показать многое из того, на что он способен.
Сегодня уклонист, а завтра — террорист?!
Трудовые свершения, впрочем, дело личное. В конце концов, по образному выражению Александра Григорьева, можно всю жизнь «торговать пуховиками на Вишняках», если кому-то это нравится. Тем более что пуховики сейчас идут на ура: зима не за горами… Но стремление сограждан во что бы то ни стало избежать службы в армии может дорого стоить обществу…
— Тема нашего разговора продиктована в том числе и недавними трагическими событиями в Архангельске и Керчи, — заметила начальник отдела министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Екатерина Лоскутова. — Как правило, ребята с подобным девиантным поведением — люди с виду неприметные, живущие по принципу «не был, не состоял, не привлекался».
Короче говоря, тихони. Между тем, как известно, в тихом омуте черти водятся. Что же делать в этой ситуации?
— Воспитывать в будущих новобранцах патриотизм, любовь к Родине, — убеждена Екатерина Лоскутова. — Наладить в вузах качественную профессиональную работу, тесно взаимодействуя с органами власти, правоохранительными структурами.
Отбить студентов у сектантов
Взаимодействие с силовиками необходимо еще по одной причине. Как подчеркнула спикер, сегодня призывник находится в особой зоне риска.
— Идет серьезная борьба за разум нашей молодежи, — напомнила Екатерина Лоскутова. — Ребят призывного возраста, к примеру, не прочь вовлечь в свои ряды разнообразные секты и прочие одиозные организации.
Служба же в рядах Вооруженных сил — надежный заслон от подобного рода попыток. Псих-одиночка с ружьем или бомбой — в большинстве случаев субъект, не ужившийся с коллективом. А армия — это и есть коллектив с железным сводом правил. Там и научат социальной адаптации…
Другое дело, что иногда прохождению службы мешает не стремление «откосить», а целый ряд организационных вопросов, которые сегодня в Краснодаре решаются весьма оперативно.
— На совещании с ректорами вузов обещано согласовать график прибытия студентов в военные комиссариаты для призыва на военную службу, — сообщила начальник отдела. — Есть также предложение о проведении в вузах лекций по изучению законодательных актов, связанных с воинской обязанностью.
Человеческий фактор в эпоху компьютеров
Что касается высших учебных заведений, то взаимопонимание между ними и военкоматами стало в нашем городе повседневной нормой.
— Мы всегда идем навстречу вузам, — пояснил Александр Григорьев. — Предоставляем студентам возможность окончить учебу, закрыть сессию… А подругому и быть не должно: мы же вместе работаем в общем едином пространстве.
Таким образом, скоординированные действия по призыву на службу молодых жителей края — не только исполнение закона, но и доверие между людьми?
— Человеческий фактор в этом деле играет очень важную роль, — соглашается заместитель главы администрации Центрального внутригородского округа Краснодара, председатель резервного состава призывной комиссии Александр Звягинцев. — Например, чтобы вовремя проинформировать учащихся вузов и техникумов о тех или иных условиях отсрочки, мы держим с ними связь по телефону. Так получается быстрее, чем оповещение по почте.
Ни талонов, ни очередей
А ведь Центральному округу (как, впрочем, и Карасунскому) оперативность как воздух нужна: по информации председателя, здесь находится восемь вузов и плюс еще двадцать четыре средних учебных заведения. Кое-кого из студенческой братии на аркане в армию не затащишь, поэтому приходится работать не покладая рук.
Не расслабляются и городские поликлиники, сквозь «сито» которых проходят призывники.
— Гражданин, явившийся в лечебное учреждение по направлению от военкомата, попадает на прием к врачу без очереди и талончиков, — информирует внештатный сотрудник по работе с допризывной молодежью управления здравоохранения Краснодара Ирина Громова. — Раз в неделю мне сдают все необходимые сведения — например, кто и в какие сроки пришел на медосмотр. Это позволяет четко мониторить ситуацию.
«Военные» хитрости
Как заметила сотрудник управления, если, допустим, призывника в поликлинику направили 1 ноября, а пришел он 3-го, это нормально. Но бывает и так, что путь от военкомата до врачей занимает… целый месяц.
— Чтобы обмануть врачебную комиссию, призывники порой пускаются во все тяжкие: как говорится, голь на выдумки хитра, — продолжает тему Ирина Громова. — Недавно мы читали такой отчет студента-новобранца: «Врач была в декрете, и никто не знал, когда она появится».
Между тем, как считает Ирина Громова, направление на обследование в данном случае по статусу приравнивается к выполнению воинских обязанностей (для этого существует даже специальный документ). Но пока часть наших призывников данную истину не осознала, нужно требовать от них внятных подтвержденных объяснений на тему «где был и каких проходил врачей».
Я бы в армию пошел…
Впрочем, поведение отдельных наших рекрутов общей картины не смазывает. А картина такова: работа медкомиссий в Краснодаре налажена на должном уровне. Один из показательных примеров — специально обученные врачи-эксперты активно помогают менее опытным медработникам определять призывникам точный диагноз, выставляя им ту или иную категорию годности.
«К армейской службе годен» — вот главное, чего ждут от врачей многие жители Кубани призывного возраста. Ведь по-прежнему у нас гораздо больше тех, кто стремится своевременно отдать стране воинский долг.
Преобладание таких умонастроений — в том числе и результат грамотно выстроенной пропагандистской кампании. Ее частью, кстати, стал показанный в самом конце совещания короткий, но красноречивый документальный фильм. Как сказал подполковник Григорий Кисиев, «маленький патриотический ролик».
…На экране кадры — один динамичнее другого. Российская армия во всей мощи и красе. Самолеты, военные корабли, подводные лодки, авианосцы… Военные учения то в выжженной летним зноем степи, то в заснеженном зимнем лесу… Кряжистые крепкие ребята в военной форме и камуфляже с оружием и знанием того, чего они хотят…
…А студенты хотят в армию. Если не все, то большинство.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.