Своих не бросаем: один день в Анапе с жителями Херсона
Редакция «Краснодарские известия»
В эти дни гостей принимают в трех районах Краснодарского края. В основном люди прибывают в Анапу, которая уже приняла более 7 тысяч человек, еще около 400 — Темрюкский район, более 60 — Геленджик.
Домой, в Россию
Ранним утром 27 октября мы мчались из Краснодара на вокзал Анапы, чтобы встретить ежедневно приезжающих сюда жителей Херсона. Успели, хотя на этот раз состав пришел в 8.15. Точное время прибытия поезда неизвестно до последнего, оно всегда разное, как и количество пассажиров. Во-первых, информация не раскрывается в целях безопасности. Во-вторых, никто не знает, сколько человек отправится из Джанкоя в Анапу. Поезд стоит на перроне до последнего — в ожидании всех, кто выезжает из Крыма, до которого их везут на катерах. Одно известно точно: состав не тронется, пока все желающие выехать в этот день не займут свои места.
На этот раз в курортный город Краснодарского края приехало около 350 человек. К самим вагонам журналистов и вообще лишних людей не пропускают. Пока пассажиры высаживаются на перрон, мы ждем их около ЛиАЗов. Пять больших белоснежных автобусов и один зеленый низкопольный стоят наготове, чтобы тут же развести людей по пансионатам и санаториям. Здесь же дежурят сотрудники МЧС и волонтеры.
Пока ждем, сотрудница транспортной компании Анастасия Красильникова рассказывает, что количество приезжающих всегда разное, день на день не похож. Говорит, что сегодня достаточно спокойно.
— А вот вчера было 550 человек; были дни, когда по полторы тысячи приезжали. Мы готовы к любому количеству. Я как раз отвечаю за это,
— рассказывает Анастасия.
По ее словам, состояние у приезжающих разное. Кто-то обмолвится словом, другой молча прошагает в автобус. В основном неразговорчивые. Нас предупредили, что они могут быть не готовы с нами на диалог. Но, оказалось, нас ждала совсем другая картина. Мы встретили открытых, общительных людей, которые были искренне рады нас видеть. Они приехали домой, в Россию, к своим соотечественникам…
Кошечки, собачки, хомячки и рыбки
Мы видим, как один за другим из здания вокзала выходят женщины, мужчины, дети. То, что это герои нашей статьи, мы понимаем сразу — впереди процессию возглавляет сотрудник МЧС. Он поднимает руку, чтобы водители и волонтеры были готовы помочь при посадке.
— Как чувствуете себя? — задаю первый вопрос.
— Хорошо, хорошо. Только устали немного.
Оказывается, низкопольный автобус приготовлен для жителей Херсона с ограниченными возможностями здоровья и пожилых.
Первое, что удивляет, — это много-много домашних животных. Для некоторых херсонцев легче оставить какие-то личные вещи, чем хвостатых членов семьи. Анастасия Красильникова рассказывает, что за дни, пока она дежурит на вокзале, насмотрелась на самых разных питомцев: кошечек, собачек, хомячков и даже рыбок. Своих не бросают…
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Среди толпы выделяется одна бабуля, которая ведет за собой сразу двух «дворянинов». При этом из личных вещей у нее только хозяйственная сумка на колесиках. Собаки жили во дворе ее частного дома. Оставить она их не смогла. Больше у нее никого нет.
— Вот эту собачку зовут Веста, я назвала ее в честь богини, покровительницы семейного очага. А это Бобик, он у нас дурачок, но я его все равно люблю,
— показывает ушастых Анна Георгиевна.
У Оксаны на двоих с приятельницей Светланой сразу четыре кошки. В пути с пушистиками ей помогали двое сыновей-подростков.
— Вы из газеты? Я хочу сказать спасибо эмчээснику, который мне кошку спас. Я не знаю, как его зовут, но вы все равно напишите. Это так быстро произошло. Мы вышли на перрон, а кошка от страха прыгнула под вагон, мужчина залез под вагон и достал ее. Я так ему благодарна!
— вытирает слезы Светлана.
«Боимся украинских провокаторов…»
Большинство приехавших из Херсона планирует вернуться назад: в свои дома, к приусадебным хозяйствам, друзьям. Когда все успокоится. Люди на это надеются. Но уточняют, что, пока Украину не очистят от нацистов, они туда ни ногой.
Оксана рассказала нам, как дрожали окна при обстрелах:
— В городе страшно — жуть! Мои пацаны бегали по улицам, все это снимали. Однажды принесли видео, как разрушили нашу фабрику. Но российских военных мы с первого дня, как они пришли, не боялись. Они ребята такие родные: кто конфетку даст нашей ребятне, кто — пряничек. Мой внук с ними за руку здоровался. Боимся мы украинских провокаторов. Они нам до сих пор текстовые и голосовые сообщения шлют. Мол, вы коллаборанты и вас ждет смерть. Да какое право они имеют мне угрожать?! Я дома у себя!
Одна их приехавших женщин даже имя свое боится называть. У нее сын остался во Львове. Мы обещаем ей, что не будем ее фотографировать. А вот Алла Ивановна Крюкова называет имя без страха. Она едет в Мурманск к племянникам и внучке. Хотя она родилась в Херсоне, сегодня для пожилой женщины главное — спокойствие.
«Добре, хлопцы!»
Хочется отметить слаженную работу государственных служб и волонтеров. С самого начала прибытия поездов на вокзал Анапы людям помогают всем, чем только возможно. Их размещают в лучших санаториях и пансионатах, где семьям предоставляют большие номера. В каждом — душевая и туалет, современный телевизор, интернет, мебель и кондиционер.
Мы приезжаем в один из самых крупных санаториев Анапы, где сейчас проживают жители Херсона. Пока идем по территории, с нами все здороваются и улыбаются. Везде русская речь вперемешку с украинским говором, который тоже понятен всем. «Хлопцы», «добре» — слышится в этих словах что-то трогательное. Настроение у всех хорошее — скоро обед.
Идем в столовую раньше других — посмотреть, чем кормят и как готовят. Вообще-то это даже не столовая, а ресторан на 1200 мест. Уже на первом этаже огромного, выложенного белым мрамором здания ощущаем дурманящий аромат домашних котлеток. Нас пускают в святую святых — кухонный зал, где жарят-парят повара в белоснежных одеждах. Супы, мясные и рыбные блюда, пюре, каши, салаты, а вот и знакомый всем компот.
— Готовим много, чтобы всем хватило. Суп, чай, компот, хлеб — это люди берут сами, сколько им нужно, в любом количестве. Вторые блюда — порционные. Но, если не хватило, всегда можно подойти за добавкой,
— рассказывает шеф-повар ресторана Евгений Павельев.
Гостей кормят на двух этажах. И кормят вкусно. Мы сами попробовали, знаем, что говорим. Все приготовлено с учетом, что постояльцы пансионата могут чем-то болеть, соблюдать диету или просто вести здоровый образ жизни. Однако тут же, на отдельных столах, стоят самые разные соусы, если кто-то любит покалорийнее. Надо ли говорить, что все это для жителей Херсона абсолютно бесплатно?
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Начать новую страницу
Здесь же, в здравницах, открыты специальные пункты, где жителям Херсона помогают с оформлением документов, работают сотрудники администрации, управления социальной защиты и Пенсионного фонда, образования и отдела по делам несовершеннолетних, Центра занятости и многие другие.
— Первым делом люди обращаются к нам за оформлением документов, паспорта российского образца, СНИЛСа, банковской карточки, различными денежными выплатами, мы помогаем устроить детей в школу, детский сад. У нас работают нотариусы, юристы и переводчики,
— рассказывают нам в информационном центре.
Когда все документы оформлены, можно обращаться за трудоустройством и жилищным сертификатом, хотя процессы могут идти параллельно.
— У нас достаточно широкий выбор вакансий. Много работы предлагают сельскохозяйственные и строительные предприятия. Традиционно есть места в учреждениях образования, здравоохранения и культуры. Кстати, представители работодателей Краснодарского края лично приезжают сюда, чтобы проконсультировать соискателей. Нужны трактористы, механизаторы, виноделы, строители. Некоторые предприятия готовы предоставлять жилье, транспорт для проезда до работы и обратно,
— разъясняет главный консультант отдела организационной работы министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Александр Решетняк.
За соседними столиками идет приемка документов на получение жилищных сертификатов. Реализовать их можно как на первичном, так и на вторичном рынке, а также под индивидуальное жилищное строительство. В целом переселенцы смогут быстро начать новую страницу своей жизни в большинстве регионов.
P. S. Когда мы уезжали из санатория, жители Херсона, с которыми мы успели за день подружиться, обменялись с нами телефонами. В надежде на то, что когда-нибудь они смогут пригласить нас в гости — домой в Херсон или другой город России. Что ж, до встречи, соотечественники. Все наладится.