Шок-контент для родителей
Как уже писали ранее «КИ», 10 ноября возле лицея №4 обезумевшая женщина напала на ребенка. Ему повезло: мимо проходил одноклассник с мамой. Они-то и поспешили на помощь. Получив отпор, женщина выхватила молоток и с криками «Убью!» стала кидаться уже на обоих детей и маму. В момент, когда, казалось бы, удар уже неминуем, сзади подбежал молодой человек и вырвал у нее молоток. Женщина ушла к себе домой, пригрозив, что это орудие не единственное в ее арсенале.
Мама ребенка написала о случившемся в Инстаграм. Соцсети взорвались комментариями, из которых стало известно, что 57-летняя женщина в прошлом — уважаемый детский врач, бывшая завкафедрой педиатрии КГМУ, но в последнее время вела себя неадекватно и не раз угрожала соседям.
Среди родителей началась паника, дети стали отказываться одни идти в школу. Речь идет об учениках трех, расположенных на расстоянии менее квартала от места событий, учебных заведений —
общеобразовательных школах №4 и 6 и школы искусств №7.
Держали осаду
Глава Краснодара Евгений Первышов обратился в полицию с просьбой отреагировать на ситуацию и принять меры, а также взял дело под личный контроль.
— Соседи утверждают, что такая ситуация длится уже довольно долго. Они жалуются на то, что женщина ведет себя агрессивно, бегает по подъезду с топором. По их словам, участковый не реагирует на обращения, психиатрическое освидетельствование не проводилось, — сообщил глава Краснодара Евгений Первышов.
Сотрудники УВД провели осмотр места происшествия, опросили возможных свидетелей и очевидцев, изъяли и приобщили к материалам проверки строительный молоток.
В тот же день были установлены место проживания и личность предполагаемой правонарушительницы. Участковому она известна, он не раз приходил к ней по обращению соседей. После одного из них она была поставлена на учет в психиатрический диспансер и почти год назад пролечена в недобровольном порядке.
После нападения женщина забаррикадировалась на четвертом этаже в своей квартире. На стук и звонки в дверь не реагировала. О своем присутствии сообщала лишь периодическими обстрелами прохожих бутылками, посудой и прочей домашней утварью.
Полиции и бригаде сотрудников специализированного медицинского учреждения зайти к ней в квартиру удалось лишь на третьи сутки после нападения. Женщину сразу забрали в больницу.
— По факту происшествия на улице Стасова возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 119 УК РФ (Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы), санкции которой предусматривают максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет. Проводятся необходимые следственные действия, — прокомментировал «КИ» начальник пресс-службы УМВД России по Краснодару Артем Коноваленко.
Встречи не миновать
Что будет дальше? В рамках расследования уголовного дела по инициативе полиции женщине назначат судебно-психиатрическую экспертизу. Если признают дееспособной, то она будет осуждена по предъявляемой ей статье. Если же окажется, что подозреваемая невменяема, то правоохранители отправят ее на принудительное лечение.
Как рассказал нам заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор Виктор Косенко, такое лечение предполагает разные варианты.
— Амбулаторное, с обязательным посещением лечебного заведения один раз в неделю или по другому графику. Стационарное общего типа — такое проводят в наших краевой или городской психбольницах. Более серьезный и жесткий вариант — специализированный тип лечения, — объясняет эксперт. — Длительность лечения разная, от двух недель до четырех-пяти лет. Но оно не вечно, через какое-то время человек возвращается обратно, в социум. До следующего обострения.
Пока не случится страшное
Начиная с 1992 года, когда был принят федеральный закон о психической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, врачи не имеют права выявлять и госпитализировать душевнобольных. И как следствие, их количество неуклонно растет. Сегодня в крае на учете стоят свыше 150 тыс. человек.
— На сто пациентов, которые обращаются ко мне за помощью в частный медцентр, только два или три находятся в поле зрения государственной психиатрии, — отмечает Виктор Косенко. — Люди боятся засветиться, ведь сейчас даже гардеробщицей без справки от психиатра не устроиться.
Но ведь для многих и обращение в частную клинику недоступно. Первичный прием врача-психиатра там может достигать 5000 руб. и это далеко не предел. Большинство предпочитают уйти от проблемы и не обращаться за медицинской помощью, и в результате очень часто лечение они начинают на поздней стадии заболевания.
С другой стороны, без добровольного согласия человека даже при явных отклонениях определить его на лечение не могут даже родные.
Уговорить обратиться к врачу душевнобольного человека крайне сложно, и происходит это зачастую уже по инициации полиции, когда поведение больного выходит за все общепринятые рамки поведения в социуме и создает угрозу жизни и самому себе, и другим.
— Пока человек не совершит страшное дело, принудительно на лечение его никто не отправит. Просто слов «убью» недостаточно, — объясняет врач.
Но не все, по словам психиатра, психически больные люди агрессивны. Склонных к правонарушениям по краю сейчас около тысячи, и за ними постоянно наблюдает психиатрическая служба.
Что делать?
К сожалению, психические болезни возвращаются, и случай с женщиной, напавшей на ребенка, не единичный. Сегодня в Краснодаре в психиатрической помощи нуждается огромное количество людей. Их пролечивают и отпускают домой до нового обострения. Но это ситуация не одного отдельного города, и даже не одной страны.
Итак, что делать, если вам повстречался душевнобольной и ситуация грозит неприятным поворотом?
— В такой момент не нужно человека провоцировать, говорить, что он ненормально выглядит и предлагать ему помощь. Лучше сказать: «Извините, видимо, я не так вас понял» или «Может, вы и правы в этой ситуации, вам виднее» и при первой возможности отойти подальше, — дает совет наш эксперт Виктор Косенко.
Остановить безумие!
От редакции: Наверное, это то, о чем сложно и не принято говорить, ситуация, в которой многие просто не знают, как себя вести, когда на ваших глазах человек сходит с ума. Если вы стали свидетелем агрессии душевнобольного, помните, нападает не он, а его болезнь. Вот и в этом случае. Заболела чья-то мама, жена, близкий человек, уважаемая в городе доктор, заслуженный специалист, которая немало сделала для многих. Случилась трагедия. И, прежде чем жестко высказываться в сторону участников этой истории, стоит задуматься и проявить сострадание к чужому горю. Агрессия — это путь для выхода безу-мия. И, конечно, сигнал, что человеку нужна наша помощь.
Комментарий в тему
Людмила Эртель, профессор кафедры криминалистики и правовой информатики КубГУ, доктор медицинских наук, профессор:
— Сейчас зарубежные исследователи в своих статьях доказывают, что не только жизненные стрессы (например, безработица и развод) влияют на появление и развитие психических заболеваний, но и длительная социальная изоляция людей. Пенсионеры (65+), беременные женщины, лица, имеющие серьезные заболевания, контактные по ковиду сегодня пребывают в одиночестве и, насмотревшись новостей, испытывают чувство тревоги, угнетения, безысходности. На этой почве у них идет всплеск психических расстройств. Что касается Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 N 3185-1, то в нем законодательно не закреплена процедура взаимодействия медицинских работников и силовых структур при недобровольной госпитализации лиц, страдающих психическими расстройствами. Сотрудники полиции не выезжают на место по жалобам соседей на громко кричащих людей, у них нет для этого оснований. А медицинские работники консультируют и назначают лечение только тем людям, которые приходят к ним в добровольном порядке. Сейчас назрела необходимость в появлении приказа о межведоственном взаимодействии при недобровольной госпитализации лиц, страдающих психическими расстройствами, и тогда ситуация значительно упростится.