Краснодарские известия

Станция Чинары: грибы, горы и первозданный лес

Знал и стар и млад

Еще несколько десятилетий назад каждый краснодарец знал названия железнодорожных остановок на ветке Горячий Ключ — Туапсе: Безымянка, Фанагорийская, Пчелка, Афопостик. Сюда ездили стар и млад, компаниями друзей и единомышленников, а также целыми школами. Кто-то за лесными фиалками на продажу, кто-то за грибами и кизилом для пополнения домашних припасов, а кто-то — просто погулять по покрытым лесом горам Главного Кавказского хребта.

Среди всего этого многообразия наименований я всегда выделял станцию Чинары. После нее начинался 3-километровый лысогорский железнодорожный тоннель — самый длинный на ветке от Краснодара  до Адлера. Отправляясь на море через эти места, я всегда ждал его, чтобы высунуться в форточку и рассматривать гигантское черное рукотворное жерло, вдыхать сырой воздух подземного сооружения.

Все как в прежние времена

Еще в начале этого века железнодорожная ветка здесь не была электрифицирована. Из Краснодара приходилось доезжать на электричке до Горячего Ключа, там пересаживаться на тепловоз и ехать на нем дальше. Сейчас электропоезд несет пассажиров без пересадок, да и скорость движения заметно увеличилась. Правда, теперь значительно сократилось количество остановок во время пути. Но на станции Чинары электричка по-прежнему останавливается. Состав из Краснодара стоит здесь 3 минуты.

В прошлые годы здесь выходили толпы туристов — с гитарами, рюкзаками и ведрами для грибов. Сейчас же, кроме нас, на Чинарах сошла одна женщина.

Сама станция и прилегающая к ней территория находятся в приличном состоянии: трава скошена, бордюры побелены известью. Зал ожидания станции, правда, закрыт. Доступен лишь туалет на улице, сколоченный из досок. Вместо туалетной бумаги на гвоздь к стене приколот апрельский номер газеты Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей «Сигнал». Все как в прежние времена.

Остались старики

Мы отправляемся к двум жилым пятиэтажкам — главной доминанте станции, в одной из них есть продуктовый. К нашему приходу — было 9 утра — в магазине осталась всего одна буханка хлеба. Везут его из Туапсе. Цена 50 руб. В Краснодаре такой стоит 32 руб.

Продавщица рассказывает о жизни чинарцев. Большая их часть работает на станции, рядом есть электроподстанция, там тоже трудятся. Также заняты делом путейцы.  Все остальное — в упадке.

Во дворе между двумя пятиэтажками, облокотившись о стол, стоит пожилая жительница. Она прожила здесь всю жизнь — 80 лет.

Раньше оба дома были забиты людьми, сейчас много квартир пустует. Молодежь уехала, остались старики. Квартиры продаются. Вот на первом этаже недавно купили полуторку за 450 тысяч  рублей.

В этих местах, говорит женщина, ловит лишь один оператор сотовой связи. Но и у него покрытие слабое. Пока мы разговариваем, двое мужчин неподалеку выкатывают из гаража старый мотоцикл с коляской.

Всю жизнь я проработала здесь на железной дороге, сейчас сижу на пенсии — кукую. Воздух здесь хороший, чистый. Грибов сейчас в лесу много, особенно белых. Вон ребята на мотоцикле едут их собирать. Но вообще здесь скучно, — откровенничает местная жительница.

Новая жизнь Садового

Пообщавшись, отправляемся в соседнее село Садовое. Оно находится (через железную дорогу) в двух километрах от Чинар и стоит на реке Псекупс. Оба населенных пункта всегда были тесно взаимосвязаны между собой. В 90-е село выглядело удручающе. Дома разрушались, на улицах было безлюдно.

Сегодня Садовое выглядит вполне ухоженным. Да, есть старые дома, крытые еще шифером, но уже нет той разрухи и запустения на улицах. Главная дорога в селе имеет неплохое асфальтовое покрытие. Кругом чисто и убрано. По улице мерно расхаживают коровы, бегает домашняя птица. Почти в каждом дворе вырыт колодец. К некоторым участкам подведен водопровод, вода по нему поступает в дома из Псекупса.

В самом центре Садового открыто небольшое почтовое отделение. На почте, как и везде в небольших населенных пунктах, можно купить товары первой необходимости. Рядом на улице стоит работающий телефонный аппарат. Тут же открыт продуктовый магазин. Рядом расположен медпункт.

У нас здесь еще работает клуб, есть школа. Слава богу, 11 учеников выпустили в этом году, на следующий год 5 человек остается. Учителя старые. Молодежь, конечно, отсюда уезжает. Кто-то работает на железной дороге. Кто-то выпивает, — рассказывает продавщица продуктового магазина.

Тишина и спокойствие

Во время поиска перехода через Псекупс мы натыкаемся на Сергея. Он набирает в реке воду для бани. Живет с семьей в Садовом с 2006 года. Переехал в 2000 году с Чукотки сначала в Горячий Ключ.  Потом предложили работу на «железке» в Чинарах. Здесь Сергей встретил пенсию, здесь же решил  доживать свой век.

Работы здесь никакой. Люди живут лесом, огородами, разводят скот, птицу. Фермеры выращивают траву на сено. Кто-то из местных на них работает, но деньги видят редко. Я живу на пенсию и за счет огорода. Мне в Садовом нравится. Тишина и спокойствие. Я много гуляю здесь по окрестностям. В этой глуши как-то умудрился даже коронавирус подцепить. Но молодежи здесь скучно. Ей делать нечего. Официально устроиться работать можно только на станцию, — рассказал Сергей.

Развалины крепости и земляника

Возвращаясь обратно на станцию, натыкаемся на Евгения. Парень лет 30 на старенькой «девятке» возвращается со своей девушкой из леса. Его подруга совсем недавно переехала к нему жить. Евгений подвозит нас до Чинар, угощает свежесобранной в лесу земляникой и параллельно рассказывает об этих местах:

Сейчас в Садовом живет где-то 200 человек. Есть небольшая гостиница. В теплое время года сюда приезжает много туристов. Ходят в походы на местные горы — Обвалистую (561 м), Садовую (468,5 м), Крепость (445,4 м), Почепсуху (910 м). Их катают на квадроциклах. На горе Крепость сохранились остатки фортификационных сооружений. Конечно, эти места ценны прежде всего своей отдаленностью от цивилизации. Здесь шикарные леса, горы, реки.

Въезжая на главную улицу Садового,  видим на дороге несколько школьников, показывающих друг другу мастерство катания на велосипеде. На перекрестке нас останавливает знакомый водителя, Артур.

— Ну что, грибов набрали? — улыбается он нашим случайным проводникам, показывая полный рот золотых зубов.

Ребята на велосипедах сразу обступают старенькую «девятку», заглядывают внутрь салона. Мальчишки, конечно, давно уже облазили все здешние места. Им хочется совершенно новых впечатлений.

Вечером перед приездом электрички на Краснодар на перроне станции по-прежнему никого. Лишь около входа в закрытый зал ожидания сидят два парня с телефонами. В этом месте лучше всего ловит интернет, и местные ребята пришли на станцию исключительно ради хорошего сигнала.

За несколько минут до приезда поезда диспетчер станции объявляет, на какую платформу приедет состав. На Чинарах их целых две. Но на платформе нет никакого ажиотажа — только мы с фотографом и один встречающий.

Чинары продолжают жить своей размеренной жизнью…

Exit mobile version