Это то, о чем в ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил Президент России Владимир Путин.
За последние полгода мы неоднократно на планерных совещаниях заслушивали представителей профильных министерств, рекомендовали им, как оптимизировать работу с госпрограммами.Раньше случались такие ситуации: деньги есть, а порядок выделения субсидий на решение программных вопросов не принят. Из-за этого весь процесс растягивался до конца года, когда на освоение выделенных средств времени совсем не оставалось.
Поэтому мы вышли с двумя предложениями по совершенствованию бюджетной политики региона. Губернатор Кубани Вениамин Иванович Кондратьев их поддержал. Первая инициатива касалась необходимости одновременного внесения изменений в госпрограммы и краевой бюджет на одной сессии ЗСК.
Вторая – разработка порядков и условий предоставления субсидий кубанцам. Теперь эти порядки должны утверждаться и быть обнародованы в течение месяца после принятия бюджета края, а в дальнейшем, при внесении поправок в его расходную часть, – в течение 20 дней.
Поскольку в этом году мы гораздо раньше, чем в прошлом, утвердили порядки и условия предоставления субсидий, по многим программам уже заключены соглашения с муниципальными образованиями.
Главы территорий могут объявлять конкурсы и начинать работать, не забывая о том, что эта работа для жителей края должна быть эффективной, прозрачной и понятной.
«Существенно снизить сумму недоимки – наша общая задача. Мы все говорим о необходимости открытия новых школ, медицинских учреждений. А как они появятся? Нельзя что-то получить, ничего не отдав взамен. Если не будет серьезного подхода к наполняемости бюджета, не будет и ничего нового».
— Есть ли какие-то программы, которые вызывают обеспокоенность?
— Такие программы у нас на особом контроле. Мы их рассматриваем на планерных совещаниях, а в случае острой необходимости на сессиях ЗСК. В этом году неоднократно в центре внимания кубанских парламентариев была программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
До недавнего времени к министерству сельского хозяйства были замечания. Комитет ЗСК по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию проанализировал и совместно с министерством разработал «дорожную карту» по их устранению.
Положительные результаты не заставили себя долго ждать: уже по итогам первого полугодия средства федерального бюджета по софинансируемым мероприятиям краевое министерство сельского хозяйства освоило на сто процентов.
Практически все конкурсные работы проведены, использование выделенных финансовых средств идет в строгом соответствии с утвержденными графиками. Есть вероятность того, что теперь министерство будет добиваться полного выполнения краевой госпрограммы по итогам года.
Что касается других программ, то вызывает обеспокоенность неполное исполнение отдельных мероприятий программы «Развитие топливноэнергетического комплекса».
Эта программа имеет огромное социальное значение для жителей края, поскольку касается газификации населенных пунктов, строительства и модернизации котельных края.
Есть вопросы и к программе «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края». Президент России Владимир Путин поставил задачу удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог в стране, улучшить их качество и объемы дорожного строительства.
28 миллиардов рублей выделено в этом году на дороги, а в соответствии с Посланием главы государства через шесть лет мы должны выйти на 56 миллиардов рублей в год. На сегодня есть предпосылки выполнить поставленную задачу – в текущем году к ремонту дорог край приступил на три месяца раньше обычного.
А вот финансирование двух госпрограмм – «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан» и «Формирование современной городской среды» – еще не начато.
Оно запланировано на третий и четвертый кварталы нынешнего года. С учетом значимости запланированных мероприятий ход всех краевых госпрограмм взят под дополнительный депутатский контроль.
— Юрий Александрович, одной из проблем несвоевременного освоения выделенных бюджетных средств на госпрограммы назывался слабый уровень специалистов экономического и финансового блоков на местах. Трудно найти их в районах. Какой видите выход?
— Совместно с профильными министерствами края Законодательное Собрание на базе краснодарского института агробизнеса провело семинар для специалистов администраций, курирующих вопросы контрактной системы закупок для муниципальных нужд. Курс лекций прослушали почти 450 человек.
Уверен: на местах надо к аналогичной работе подключать все районные службы – проводить с ними учебу хотя бы раз в полгода, чтобы они успевали быстро перестраивать свою работу с учетом меняющегося законодательства и рекомендаций края.
— Работа с госпрограммами напрямую зависит от наполняемости краевого бюджета. Где властям искать дополнительные источники доходов?
— Опыт показал: их в муниципалитетах много. Мы проводили выездные заседания комитета по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике. Им предшествовала, как правило, большая предварительная аналитическая работа с документами, изучением ситуации на местах.
Это была реальная помощь территориям. Рабочая группа, в состав которых входили представители профильных министерств и ведомств, депутаты ЗСК, приезжала в муниципалитеты не для того, чтобы выявить побольше недостатков.
Группе надо было оценить проблемы и тщательно проанализировать ситуацию. Недавно проводили выездное заседание профильного комитета в Белореченском районе: пригласили те муниципальные образования, где уровень по налоговой недоимке один из самых высоких по краю.
— Юрий Александрович, одно из важнейших направлений законодательного органа – это контрольная работа. Как будет выстроена она?
— На апрельской сессии кубанского парламента принято решение усилить контроль за исполнением госпрограмм. Теперь координаторы – министерства края – будут ежеквартально предоставлять информацию в комитет по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике и профильные комитеты ЗСК о ходе их исполнения.
Таким образом, эти комитеты будут первыми звеньями в выстроенной системе контроля. Если комитеты посчитают, что вопрос находится в зоне риска, то порекомендуют вынести его рассмотрение на планерное совещание с участием руководителей отраслевых органов власти – исполнителей программ.
В случае необходимости принятия кардинального решения вопрос может стать предметом рассмотрения сессии ЗСК. Уверен, такая четко отлаженная система работы с госпрограммами позволит в случае необходимости быстро ее откорректировать и не допустить никаких срывов. Выполнение краевых госпрограмм по итогам первого полугодия рас – смотрим в ЗСК в сентябре.