Пора перестать готовиться к старой войне
Модератор дискуссии Игорь Коломийцев предложил обсудить: «Что выборы грядущие нам готовят?». Все полководцы, как правило, готовятся к уже прошедшим кампаниям. Так часто поступают и политики. Но насколько это правильно на стартовавших выборах в тех условиях, в которых они проходят?
Социолог Ольга Малахова предложила опираться на имеющиеся сегодня результаты исследований:
— Что они уже показывают? Во-первых, наблюдается радикализация настроений в обществе, поэтому стартовавшие выборы будут принципиально иными. Во-вторых, к нам в край уже приехали жить люди из других регионов, и еще заедет на отдых и проголосует здесь по системе «Мобильный избиратель» большое количество людей с принципиально иной ментальностью. Поэтому на Кубани выборы будут отличаться от того, к чему мы привыкли. А с другой стороны, многие участники кампании еще не поняли, что строить ее как раньше уже не получится.
Игорь Коломийцев согласен с Ольгой Малаховой:
— Готовясь к дискуссии, знакомился с данными социологических исследований, которые проводились по одной и той же методике в 2019, 2020 и 2021 годах. Наблюдается не обвальное, но определенное снижение доверия людей к действующим политикам.
Политтехнолог Владимир Сухарев отметил:
— С 2010 года я не видел ни одну кампанию, которая проходила бы по тем же правилам, что и предыдущие.
Лакмус настроений общества
Выборы в Госдуму, начиная с 1990-х годов, как раз всегда четко отражали, какие изменения произошли в общественных настроениях после предыдущих федеральных кампаний, и их уже нельзя не учитывать. Кроме того, выборы в Госдуму меняют или оставляют прежними параметры партийной системы. Главные парламентские выборы дают добро на активную политическую жизнь одним партиям, оставляют доживать другие, продолжать пребывать в вечно детском возрасте — третьи, а четвертые отправляют на свалку истории.
А политолог Наталья Юрченко обозначила другую важную функцию выборов в Госдуму:
— Это апробация идей, которые потом применяются на выборах президента, учитываются в общественно-политических отношениях. Сейчас мы увидим многие новые явления, которые появились в связи с жизнью в условиях пандемии.
По мнению политтехнолога Александра Ковальского, поляризация мнений будет нарастать:
— Назову два традиционных ментальных якоря, которые до сих пор сосуществовали в нашем обществе. С одной стороны — нетерпимость ко лжи, а с другой — сама ложь. Если раньше и то, и другое как-то маскировалось, то сейчас все на поверхности.
Ольга Малахова увидела и другую тенденцию: сегодня общественное мнение готово спорить с представителями федеральной власти. И уже не готово закрывать глаза на то, с чем несогласно. И уже прямо, без маскировок, говорит о том, что не нравится.
Переломным моментом стала так называемая пенсионная реформа — люди перестали скрывать свое мнение.
На еще одно важное различие с прежними временами обратила внимание Наталья Юрченко:
— Недавно завершились большие социологические исследования, которые показали, что в обществе произошел переход от одного понимания свободы к другому: вместо «свободы от…» пришло понятие «свобода для…».
Старожилы, новые лидеры и локомотивы
Наталья Юрченко также отметила и такую тенденцию, как большая ротация внутри партийных списков у парламентских старожилов. Это тоже отклик на жизнь в новых условиях. Другими стали общефедеральные части партийных списков.
— Мы видим и социально ориентированный вектор, и отражение поиска политически нейтральных, но отражающих именно социальный вектор людей. И ставку на новые лица, на врачей, молодежь и волонтеров. Например, это проявилось в первой пятерке партии «Единая Россия».
Партийные лидеры в классических партиях — КПРФ, ЛДПР, СРЗП пока остались прежние, но внутри этих партий уже выросли новые популярные политики. По мнению Натальи Юрченко, это и ответ на запрос общества на обновление, и результат чисто внутрипартийных процессов.
— Появление молодых политиков — это внутренний процесс, имеющий внешние причины и проявления, — считает Ольга Малахова. — Но новое поколение политиков совсем другое.
Раньше в политике преимущественно были люди неординарные и яркие. Сейчас приходит уже другая смена. Очень часто эти лидеры еще не готовы к той психологической борьбе, которая предстоит.
Политик Максим Ясенецкий, представляющий «Гражданскую платформу», поспорил с Ольгой:
— Мы готовы войти в эту борьбу. Максимально проявить себя. Пусть у людей будет реальная альтернатива. Ведь у нас достаточно большая прослойка населения, в которой уже не верят долгим политическим игрокам, но не видят им альтернативы. Мы готовы ею стать.
Эксперт отметил еще такое явление, как разрыв поколений:
— Мне 38 лет. Мое поколение на себе почувствовало, что такое демографическая яма. Из 90-х много молодежи поумирало.
А у тех, кому сегодня 20-25 лет, уже совсем другое видение, у них свои лидеры, свои кумиры. Через 10 лет они наберутся мужества, и в политике все будет по-другому.
Нынешняя кампания, по мнению Максима, будет непростой:
— Задача любой партии — достучаться до людей. Работаю с группой предпринимателей. Это люди, которые постоянно готовы меняться. Они заметно отличаются от тех, кто любит стабильность и зарплату и не готов рисковать. Потому что хотят исправить те моменты, которые мешают развиваться бизнесу.
Эксперты отметили, что уже этап подготовки к выборам показал, как сегодня востребованы новые лидеры. Они появились и в старых партиях, и в новых, в том числе и на Кубани. Кто-то из них раньше был на вторых ролях, а сегодня вышел на первые, другие пришли из иных сфер дея-тельности, но сейчас уже стоят во главе региональных отделений партий и выдвинуты кандидатами в Госдуму.
Ольга Малахова отметила такую тенденцию:
— Сейчас молодые политические лидеры появляются не только на федеральном, но и на региональном, и даже на муниципальном уровнях. Это хороший процесс. Они получают опыт «на земле», возможность закрепить себя.
На выборах это будет только обостряться.
— У молодежи, — отметил Игорь Коломийцев, — сегодня совершенно иная система коммуникаций, свои лидеры и кумиры, иные ценности и другие источники информации. Это как параллельные вселенные.
И это ярко проявится в ходе избирательной кампании.
Что же касается того, сколько партий будет в новой Госдуме, то во время дискуссии эксперты высказали два прогноза: один —
останется нынешняя парламентская четверка, второй —
зайдут еще одна-две партии. Это могут быть как «Яблоко» и «Новые люди», так и «Родина» и Российская партия пенсионеров за социальную справедливость. Или кто-то еще.
Как наблюдать
Главным на выборах будет вопрос их легитимности.
Политолог Владимир Зелинский:
— Если возникнут сомнения в честности результата, негативные факты подтвердятся, то, насколько мне известен настрой сверху, на таких территориях выгоднее будет итоги выборов отменить.
Кроме кандидатов и избирателей, на выборах есть еще наблюдатели. И им последние годы повышенное внимание уделяют все игроки. Недаром все время повышается статус нового института общественных, непредвзятых наблюдателей. Недавно в Краснодаре проводили для них очередное обучение.
Да и партии, и отдельные кандидаты к подготовке наблюдателей относятся все более серьезно. Трехдневное голосование означает еще большую ответственность тех, кто наблюдает. Выборы начнутся не в 8 утра 19 сентября, а в 8 утра 17 сентября.
— Организация наблюдения сейчас самый важный процесс, — считает Владимир Сухарев. — Но все ли к нему готовы, каждая ли партия сможет выставить одновременно 1200 квалифицированных наблюдателей?
Но это понятие включает в себя не только честный процесс подсчета бюллетеней, опущенных в урны для голосования. Еще важно, отметил Игорь Коломийцев, чтобы «выборы отражали настрой в обществе».
Александр Ковальский считает:
— Для этого пора выборы из чисто политтехнологического поля переводить в электоральное.
Наталья Юрченко:
— Хотя выборы в Государственную Думу — событие федерального уровня, основная борьба будет идти не в пределах Садового кольца, а на местах.