Краснодарские известия

Семь советов, как научить ребенка обращаться с деньгами

Мнения двух сторон

В ходе консультаций выяснилось, что у самих замещающих родителей самые разные представления о том, нужны ли детям деньги и на что ребенок может их тратить, какие подарки для детей уместны и можно ли отказывать ребенку в желанной дорогой игрушке или модном телефоне. Одни считали, что детям вообще не нужны карманные деньги — все, что нужно, купит им взрослый; другие полагали, что их нужно заслужить, например, можно платить ребенку за хорошие оценки.

Выслушали и подростков. Их мнения также были очень разными. Кому-то из ребят хватало тех небольших средств, которые им давали приемные родители на карманные расходы, а кто-то был возмущен отказом опекуна взять кредит для покупки гоночного велосипеда к Новому году.

В каком возрасте стоит давать детям карманные деньги? Когда лучше завести первую копилку? И как объяснить сыну или дочери принципы правильного распоряжения личными средствами? Мы обобщили положительный опыт некоторых замещающих семей, выяснили мнение специалистов в сфере финансовой грамотности и вывели несколько рекомендаций для родителей.

Опытным путем

1. Первое знакомство малыша с деньгами лучше всего начинать с 3-4 лет. В этом возрасте дети уже понимают, что такое обмен, так как они сами не раз обменивались с другими детьми игрушками в песочнице, поэтому родители на этом примере смогут объяснить им, что деньги можно обменивать на разные товары.

2. Детям в возрасте 5-6 лет уже можно доверить  самостоятельно  что-то купить. Для начала дайте сумму под расчет, чтобы вашему ребенку не пришлось считать сдачу, и обязательно проследите со стороны, как он совершает покупку. Как только ваше чадо получит первые азы арифметики, можно поручить ему посчитать, сколько денег нужно для покупки хлеба или других продуктов. Кстати, дети быстрее осваивают сложение и вычитание во время подсчета монеток и бумажных купюр.

Важно помнить, что для некоторых ребят из-за особенностей их характера это может стать стрессовой ситуацией, поэтому не стоит заставлять сына или дочь что-то покупать, если он не хочет этого делать. Почаще берите ребенка с собой в магазин. Показывайте ему, что сколько стоит, чтобы он мог ориентироваться в том, что дороже, а что дешевле. Обязательно проводите с ним небольшие тренировки, например, подойдя к какому-нибудь товару и указав на ценник, спросите, хватит ли такой-то суммы на его покупку.

Объясните, какие товары относятся к категории первой необходимости, например, продукты питания, а какие можно покупать тогда, когда есть лишние деньги. Это также поможет обуздать неуемный «аппетит» капризных детей, так как они будут понимать, что у родителей иногда просто не хватает денег на очередную игрушку.

После того как вы убедитесь, что ваш ребенок знает, для чего нужны деньги и на что их нужно тратить, вы можете дать ему определенную сумму, которой он сможет распорядиться по своему усмотрению. Эта сумма должна быть минимальной, чтобы он мог сразу ее потратить, например, на покупку шоколадки или небольшой игрушки.

3. Регулярно давать деньги на карманные расходы можно в 6-7 лет, то есть когда ребенок идет в школу. Существуют определенные правила, которых родителям следует придерживаться при выдаче карманных денег.

Для начала вашему первокласснику нужно выдавать определенную сумму на один день, чтобы он мог оплатить проезд в оба конца в школу или на дополнительные занятия и купить себе завтрак в школьном буфете. После того как он усвоит, как нужно обращаться с этими деньгами, можно увеличить срок выдачи, например, выдавать деньги на 2-3 дня, а потом на неделю вперед. Таким образом, ребенок научится сам рассчитывать, сколько он каждый день может потратить.  Со временем можно начать давать деньги немного с запасом. Имеется в виду чуть больше той суммы, которая необходима на один день. Это даст ребенку возможность откладывать деньги на покупку того, чего он хочет, и при этом ему не придется экономить на школьных обедах и вредить своему здоровью. Как правило, дети собирают нужную им сумму в течение 2-3 недель, так как в таком возрасте чаще всего их желание заключается в покупке очередной игрушки.

4. Детям в возрасте 10-11 лет можно выдавать карманные деньги на целый месяц. Но при этом следует дать понять, что не будет никаких дополнительных доплат, если они не рассчитают и потратят выданную им сумму раньше срока. Но для того чтобы не оставлять их без школьных обедов, вы можете выдать определенную сумму в качестве аванса за следующий месяц. Дети должны понимать, что у родителей запасы денег не бесконечны и нужно научиться правильно распределять те средства, которые им выдаются.

Можно предложить им записывать все траты в блокнот, чтобы в конце каждой недели они смогли подсчитать все свои расходы и сколько им удалось накопить на понравившуюся вещь. К тому же это даст детям возможность оценить, правильно ли они тратят деньги. Ведь покупка лишней шоколадки или вредных чипсов еще больше отдаляет их от желанного приобретения. Кроме того, таким образом они научатся планировать свои траты.

5. Важно объяснить, откуда в семье берутся деньги, и что для того, чтобы их получить, нужно сначала их заработать, так как большинство современных детей считает, что родительский кошелек бездонный. Именно поэтому случаются неприятные случаи, когда ребенок на виду у всех закатывает истерику из-за того, что родители не хотят купить ему очередную игрушку.

Чтобы этого не происходило, приведите ему наглядный пример, что такое зарабатывание денег. Пусть он неделю выполняет какую-нибудь работу по дому, например, выносит мусор, подметает пол и т.п., а в конце недели оплатите его труд, конечно же, в разумных пределах. Таким образом, вы не только покажете, за что платятся деньги, но и сможете воспитать у ребенка бережное отношение к ним. А вот за хорошие оценки лучше не платить, так как это может привести к обратному эффекту и ваше чадо будет делать все, чтобы честными и нечестными путями получить заветную оценку, но при этом его целью будет получение денег, а не знаний.

6. Раз в полгода можно выдавать детям весьма крупную сумму в виде поощрения за что-то или просто в качестве подарка, но при этом сумма не должна превышать карманных расходов за 6 месяцев. Это поможет им чувствовать себя более уверенно, так как у них появится возможность купить что-то существенное без необходимости постоянной экономии. Дети должны уметь правильно обращаться с деньгами, так как в наш век без этого навыка просто не обойтись.

7. С 14 лет можно помочь подростку найти работу на время каникул или в свободное от учебы время. Это поможет ему стать более самостоятельным, ответственным, даст новый опыт взаимоотношений.

Специалисты отмечают, что подростки, имеющие опыт работы, меньше конфликтуют с родителями из-за денег, ведь они понимают, как нелегко они достаются. Слова родителей о нелегком труде и нелегких деньгах так и останутся словами, если не пропустить их через себя. Ребенок только тогда начинает бережнее относиться к вещам, когда узнает их цену, эквивалентную его труду и труду в целом.

Текст: Наталья Галацан

Exit mobile version