
Первый раз его открытие состоялось 6 мая 1907 года на Атаманской (Крепостной) площади. Идея памятника по замыслу знаменитого российского скульптора Михаила Микешина должна была наглядно представлять историю Кубанского казачьего войска. В 1896 году, в дни празднования войском своего 200-летнего юбилея, состоялась торжественная закладка монумента. Средства на его постройку —
143 тысячи рублей — были выделены Кубанским казачьим войском.
После скоропостижной смерти скульптора — проект памятника Екатерине II стал его последним детищем — работу продолжил скульптор Борис Эдуардс. Строился памятник долгих 11 лет. Открыли его 6 мая 1907 года, приурочив к дню рождения императора Николая II. Отметили событие пушечными залпами, литургией в соборе, шествием духовенства и парадом регалий. И кто мог тогда представить, какая горькая судьба ему уготована?
Советская власть, окончательно пришедшая на Кубань в марте 1920 года, стала создавать новую пролетарскую культуру. В том числе уничтожать памятники, «символизирующие» самодержавие. Судьба бронзовой Екатерины II была предрешена.
В сентябре 1920 года Кубчерревком требует срочно убрать памятник императрице. На заседании «комиссии для технического руководства разборки памятника Екатерине II в Екатеринодаре» был намечен план работ: «Сперва снимаются нижние фигуры, а затем снимается главная фигура и, наконец, — укупорка снятых фигур в ящики, не трогая пьедестала».
Разборка памятника сопровождалась множеством трудностей. Сначала не могли найти рабочих — те категорически отказывались принять участие в разборке памятника, даже за хорошую плату. Когда все-таки нашли пятерых, начавших демонтаж, вокруг памятника собралась толпа людей. Они насмехались, показывали пальцем на рабочих, говоря: «Сегодня вы повесите Екатерину, а завтра повесят вас». Рабочие потребовали оградить их от толпы, и сквер для публики закрыли.
Но начались технические трудности: для монтажа не оказалось подходящих инструментов и специалистов. Тем более комиссия распорядилась не сохранять даже фрагменты памятника: фигуры бандуриста, поводыря и атаманов. Мол, сегодня это невозможно: нет подходящего музейного помещения, да и такой необходимости тоже.
Так решилась судьба памятника. «Учитывая острую потребность республики в цветных металлах, в частности, в бронзе,
комиссия считает возможным и необходимым сдачу всех частей памятника «Металлому» для передачи промышленности», —
гласил вынесенный вердикт.
А спустя почти 100 лет, в сентябре 2006 года, царица вновь «взошла на пьедестал». Tо изображение, казалось, навсегда утраченное, в новой скульптуре Александра Аполлонова было почти полностью восстановлено. Сделали это с помощью компьютерной графики: первоначальный облик, фрагменты которого найти так и не удалось, смогли восстановить буквально по крупицам, собирая их повсюду.
Детали
Скульптурная композиция создана из собрания разных персонажей. В центре монумента на постаменте возвышается императрица со скипетром и державой в руках. Екатерина II изображена в царской мантии. Перед ней, в центральной части памятника, находится Жалованная грамота 1792 года.
По левую руку императрицы располагается фигура князя Потемкина. Изображен он на фоне флага и военных знаков отличия. По правую руку расположены три первых предводителя Черноморского войска казаков: Антон Головатый, Сидор Белый, Захарий Чепега. Наряду с этими фигурами в нижней части монумента установлена скульптура кобзаря с поводырем. Здесь же находится и список побед, которые одержала страна при поддержке кубанских казаков.
В основе памятника Екатерине Второй несколько разных видов металла: бронза, чугун, алюминий, сусальное золото. Высота монумента почти 14 метров, а ширина всего ансамбля — 16 метров. Статуя Екатерины Второй весит 3 тонны, а в высоту она — 4 метра.
Первый раз его открытие состоялось 6 мая 1907 года на Атаманской (Крепостной) площади. Идея памятника по замыслу знаменитого российского скульптора Михаила Микешина должна была наглядно представлять историю Кубанского казачьего войска. В 1896 году, в дни празднования войском своего 200-летнего юбилея, состоялась торжественная закладка монумента. Средства на его постройку —
143 тысячи рублей — были выделены Кубанским казачьим войском.
После скоропостижной смерти скульптора — проект памятника Екатерине II стал его последним детищем — работу продолжил скульптор Борис Эдуардс. Строился памятник долгих 11 лет. Открыли его 6 мая 1907 года, приурочив к дню рождения императора Николая II. Отметили событие пушечными залпами, литургией в соборе, шествием духовенства и парадом регалий. И кто мог тогда представить, какая горькая судьба ему уготована?
Советская власть, окончательно пришедшая на Кубань в марте 1920 года, стала создавать новую пролетарскую культуру. В том числе уничтожать памятники, «символизирующие» самодержавие. Судьба бронзовой Екатерины II была предрешена.
В сентябре 1920 года Кубчерревком требует срочно убрать памятник императрице. На заседании «комиссии для технического руководства разборки памятника Екатерине II в Екатеринодаре» был намечен план работ: «Сперва снимаются нижние фигуры, а затем снимается главная фигура и, наконец, — укупорка снятых фигур в ящики, не трогая пьедестала».
Разборка памятника сопровождалась множеством трудностей. Сначала не могли найти рабочих — те категорически отказывались принять участие в разборке памятника, даже за хорошую плату. Когда все-таки нашли пятерых, начавших демонтаж, вокруг памятника собралась толпа людей. Они насмехались, показывали пальцем на рабочих, говоря: «Сегодня вы повесите Екатерину, а завтра повесят вас». Рабочие потребовали оградить их от толпы, и сквер для публики закрыли.
Но начались технические трудности: для монтажа не оказалось подходящих инструментов и специалистов. Тем более комиссия распорядилась не сохранять даже фрагменты памятника: фигуры бандуриста, поводыря и атаманов. Мол, сегодня это невозможно: нет подходящего музейного помещения, да и такой необходимости тоже.
Так решилась судьба памятника. «Учитывая острую потребность республики в цветных металлах, в частности, в бронзе,
комиссия считает возможным и необходимым сдачу всех частей памятника «Металлому» для передачи промышленности», —
гласил вынесенный вердикт.
А спустя почти 100 лет, в сентябре 2006 года, царица вновь «взошла на пьедестал». Tо изображение, казалось, навсегда утраченное, в новой скульптуре Александра Аполлонова было почти полностью восстановлено. Сделали это с помощью компьютерной графики: первоначальный облик, фрагменты которого найти так и не удалось, смогли восстановить буквально по крупицам, собирая их повсюду.
Детали
Скульптурная композиция создана из собрания разных персонажей. В центре монумента на постаменте возвышается императрица со скипетром и державой в руках. Екатерина II изображена в царской мантии. Перед ней, в центральной части памятника, находится Жалованная грамота 1792 года.
По левую руку императрицы располагается фигура князя Потемкина. Изображен он на фоне флага и военных знаков отличия. По правую руку расположены три первых предводителя Черноморского войска казаков: Антон Головатый, Сидор Белый, Захарий Чепега. Наряду с этими фигурами в нижней части монумента установлена скульптура кобзаря с поводырем. Здесь же находится и список побед, которые одержала страна при поддержке кубанских казаков.
В основе памятника Екатерине Второй несколько разных видов металла: бронза, чугун, алюминий, сусальное золото. Высота монумента почти 14 метров, а ширина всего ансамбля — 16 метров. Статуя Екатерины Второй весит 3 тонны, а в высоту она — 4 метра.