Водное такси
Еще лет 30 назад в нашем городе был речной трамвайчик, который использовался именно как общественный транспорт. Паромы ходили и в Славянск-на-Кубани, и в Темрюк. Активно для передвижения использовали воду и в Екатеринодаре.
Урбанист, автор проекта «Городские истины» Мирослав Гриценко считает, что нужно вернуться к этой практике:
– Предположим, строительство второй очереди набережной благополучно завершилось, но как это использовать с точки зрения организации пассажирских перевозок? Да, пешеходов прибавится, но нам нужно и автомобилистов выманить из своего личного транспорта. Согласитесь, это очень непросто. Но есть один замечательный способ для города-миллионника – водное такси, или, если хотите, речной трамвай. На мой взгляд, организация речного трамвая – это победа города над пробками и выхлопными газами. Речные трамваи смогут курсировать по чрезвычайно востребованному маршруту «Юбилейный микрорайон – Тургеневский мост – мост Поцелуев – Южный автовокзал». Я не сомневаюсь: будущее Краснодара за речным сообщением. Кстати, тогда Тургеневский мост мог бы стать символом, олицетворяющим появление речного сообщения в городе.
Мирослав Гриценко считает, что с благоустройством второй очереди набережной можно будет спокойно добраться из ЮМР в центр даже пешком.
– Разумеется, возникает вопрос о наличии велополосы, точек питания и туалетов по всей протяженности бульвара. Если все из перечисленного выше появится, участок станет одним из самых востребованных среди велосипедистов, бегунов и романтиков. По сути, эта территория – достойный конкурент улице Красной, –
подчеркивает урбанист.
Зеленый коридор в 23 километра
Главный архитектор Краснодара Наталья Машталир акцентирует внимание на том, что благоустройство набережной — это не проект, существующий в вакууме, а часть единого целого пешеходного каркаса в 23 километра – от ЮМР до аэропорта. Для этого нужно благоустроить не только набережную, но и немалую территорию вдоль Карасунских прудов. Также есть предложения по обустройству семи улиц, которые тоже войдут в зеленый коридор.
К примеру, человек прилетает в наш город, но не заказывает такси, а по зеленому коридору выходит к Карасунским прудам, дальше движется вдоль озелененной улицы Ставропольской и попадает в уже облагороженный Вишняковский сквер. Оттуда его путь лежит в сквер Дмитриевский и по ул. Чапаева до ул. Красной. Можно гулять по Красной, а можно продолжить путь по Чапаева и выйти на единую набережную и дойти до Юбилейного микрорайона. Вся прогулка по городу составит 23 километра.
– Набережная должна стать не только точкой притяжения, но и весьма функциональной территорией. Надеюсь, что с реализацией проекта многие начнут добираться на работу на велосипедах, для этого предполагается построить 5 километров велодорожек из Юбилейного микрорайона в центр. Жители микрорайона очень спортивные, поэтому нужна беговая дорожка, которая протянется вдоль полуострова, – перечисляет Наталья Машталир.
Чтобы набережная стала точкой притяжения не только для жителей Юбилейного микрорайона, но и всего города, по мнению главного архитектора, следует уделить внимание транспортной схеме. Планируется ее тщательно проработать с департаментом транспорта и дорожного хозяйства.
На первом этапе проведут работы по берего-укреплению, разработают детальную концепцию благоустройства набережной, которую обсудят с местными жителями, и на ее основе будет создан рабочий проект.
На своих двоих
Велотурист Владислав Жуковский считает, что если сделают комфортную велодорожку, то на набережную будут съезжаться любители двухколесного транспорта со всего города. Причем в формате выходного дня.
– Оптимальная протяженность для такой велодорожки — 5 километров в одну сторону. Этого достаточно велосипедисту для хорошего отдыха вдоль красивой панорамы, той же Кубанонабержной. Я живу в микрорайоне Гидростроителей, но ради этого поехал бы на другой конец города, – отмечает Владислав Жуковский.
При этом добавляет, что велодорожки должны быть не асфальтированными, а прорезиненными, выделены красным цветом или отделены от общей прогулочной зоны столбиками.
– Асфальтированные велозоны пригодны для городских велосипедов с высоким рулем и одной передачей, – словом, для любителей. Мне как горному велосипедисту это не интересно. Потому что у меня шипованная резина, которая предназначена для грунтовых дорог, скалистых местностей. Специальная резина убивает резину меньше, чем асфальт, – подчеркивает велотурист.
Каждой детали – свою изюминку
Советник мэра города по водно-зеленой инфраструктуре, член Экспертного совета по формированию комфортной среды при Минстрое РФ Александр Водяник считает, что комплексное благоустройство набережной улучшит городскую среду вдоль реки Кубани. Основная задача — создать комфортную прогулочную зону, наполнить новыми функциями и раскрыть рекреационный потенциал набережных, сохранив возможность их транзитного использования.
– Если пускать по реке транспорт, то он должен быть, к примеру, на солнечных батареях или с какой-то другой фишкой. С водой можно и нужно работать. Создать парк на воде, баржу, на которой разбит парк, или плавающую эстраду. Чем берет парк «Краснодар»? Он восхищает, удивляет. И этот принцип необходимо использовать при благоустройстве набережной. Взять хотя бы фестиваль света, который, правда, в простейшей форме, создан в том же парке. Это освещенные деревья, цветущий шалфей, множество ламп и гирлянд, – говорит эксперт в области озеленения.
По мнению Александра Водяника, это, по сути, начало фестивалей света, которые проводятся во всем мире. Особенность их в том, что проводятся они в парках, которые расположены на берегу рек, прудов или озер.
Прекрасное место у реки может стать и свадебной фотозоной, если детально продумать и выделить под нее специальную территорию.
Хочу «кусочек» Бордо
Архитектор-дизайнер Элеонора Полупанова считает, что одно из самых живописных в мире мест у реки — это набережная Бордо во Франции, где есть все необходимое для туристов и горожан: спортивная и прогулочные зоны, зона отдыха.
– Набережная Бордо – пример того, как правильно благоустраивать территорию вдоль реки. Это очень красивая, но вместе с тем и функциональная зона, где много зелени и дизайнерских решений в виде «Сада огоньков» или «Водных зеркал», – отметила архитектор.