Что-что? Не слышу!
В какой момент стоит обратить внимание на речь ребенка и куда идти в поисках логопеда, нам рассказала директор Краснодарского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» Татьяна Харченко.
— Большая часть приходящих к нам детей имеют расстройства речи. Очень важно не пропустить момент и вовремя получить коррекционную помощь. Порядка 90 процентов детей, занимавшихся по адаптированной образовательной программе, к примеру в садике, к школьному возрасту полностью избавляются от проблем с речью и поступают в обычные школы, гимназии и лицеи, — рассказывает Татьяна Васильевна.
Как правило, на нечеткую к пяти годам ребенка речь родители сами обращают внимание и ориентируются в основном на звукопроизношение. Но первые нарушения могут проявиться раньше, и не только привычным для родителей образом.
— Самое легкое нарушение речи проявляется в звукопроизношении, — рассказывает Татьяна Харченко. — В 3 года формируются первые звуки — «с» и «ш», и если до 4 лет они самостоятельно не «встали», то уже на этом этапе требуется коррекционная работа. К 5 годам в речи ребенка вы должны услышать свистящие шипящие «ч» и «щ» и все оставшиеся звуки, кроме сонорных — «л» и «р». Норма их появления в речи — к 6 годам. Если движения по этапам не происходит, то это нарушение, с которым тоже надо бороться.
Но наша речь состоит не только из произношения звуков, есть еще слоговая структура слова. И если ребенок, произнося слово «собака», пропускает первую букву, середину слова или переставляет слоги, и у него выходит, к примеру, «басака», то к 4 годам такое произношение тоже считается признаком нарушения речи.
— Еще есть нарушения грамматического строя речи, когда ребенок неверно образует форму родительного падежа множественного числа. Например, одно — яблоко, а пять штук — должно быть яблок. Одно дерево, а много — деревьев. Такое нарушение определяется с 5 лет.
И тут есть маленькая оговорка. Если ребенок сам не в состоянии образовать эти формы, но выполняет их по образцу, то это не совсем логопедическая проблема, скорее, просто недостаток в развитии, и тут бывает достаточно занятий с воспитателем. Но если эти нарушения выражены грубо и ярко и грамматический строй постоянно искажен, то это уже поле работы для логопеда, — объясняет директор центра.
К логопедическим проблемам относят и нарушения фонематического слуха.
— Это не тот слух, на который проверяют водителей при получении медсправки: слышит или не слышит. Ребенок с нарушениями фонематического слуха не различает близкие по звучанию фонемы родного языка: например, «б» и «п», «в» и «ф». На просьбу повторить слова «том, дом, ком» ребенок произносит «дом, дом, дом».
Если подобные нарушения не исправить вовремя, то в школьном возрасте у ребенка возникнут проблемы с орфографией.
Говорящие жесты
— На комиссию! — определение для многих родителей волнующее, ведь там решается судьба ребенка на много лет вперед, а может, и на всю жизнь. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии необходимо для определения специальных образовательных условий — адаптированной образовательной программы по федеральным стандартам.
И если в 3 года ребенок не говорит или говорит отдельные слова и его словарный запас не увеличивается, то затягивать с проблемой не стоит. Сначала необходимо обратиться к врачуневрологу, а затем к логопеду.
И после этих первичных обследований при выявленных показаниях уже спешить в центр «Детство», где психолог, логопед и дефектолог проведут ребенку комплексное психолого-педагогическое обследование.
— Мы уже точно и четко определим проблему нарушения: логопедическая ли она, либо обусловлена задержкой психического развития, либо другими факторами, которые существуют, — психиатрическими, например, — объясняет руководитель.
Ребенка вместе с родителем приглашают в отдельную комнату, где члены комиссии (2-3 человека) предлагают ему в игровой форме решить ряд заданий. Трехлетнему малышу, к примеру, дают собрать-разобрать пирамиду, выполнить указания на доске Сегена — вложить фигуры в подходящие по форме отверстия. Если у него не получается это сделать, то начинается обучающая часть, на основе которой члены комиссии делают выводы о мыслительных способностях малыша.
— Дети с речевыми нарушениями в 3 года в общении используют очень много жестов. Ребенок все соберет и звукоподражанием покажет результат. Например, собрав из трех частей фигуру пожарного, он начнет дуть, как в случае с ожогом. Пассивный словарь к этому возрасту у них уже значителен, но сказать не могут, — рассказывает Татьяна Харченко.
Для 5-летних детей задания обширнее, в работе с ними используют тесты, могут их попросить повторить фразу: «Милиционер Валерий регулирует движение» или «Аквариум продается в универмаге». Дети не держат речевую структуру в предложении и произносят слова изолированно. Если ребенок с заданиями не справляется, то ему предлагают выполнить другие — уровнем ниже, и так далее, пока мозаика не сложится.
А бывает и наоборот, приходят родители с завышенными требованиями к своему ребенку. Он справляется со всеми заданиями в соответствии с возрастом, но родители хотят большего. — Тогда мы успокаиваем родителей, — улыбается Татьяна Харченко.
Вперед, за знаниями
В заключении психолого-медикопедагогической комиссии прописано, что должны делать логопед, психолог и дефектолог в образовательном учреждении, по какой программе и сколько времени работать. С этим заключением родитель уже идет в свой детский сад, где ребенка определяют в логогруппу.
Если таких возможностей в этом садике нет, то нужно встать в очередь и получить место на следующий год уже в необходимом саду. Если же ребенок в садик еще не ходит, то с этим заключением и другим пакетом документов родители идут в МФЦ и занимают очередь на коррекционную группу компенсирующей направленности.
Есть и другие возможности: обратиться в поликлинику по месту жительства или в центры «Сказка» и «Край милосердия», где ребенку тоже окажут логопедическую помощь. Точно так же, как и в садиках, в школах существуют коррекционные классы 1, 2 и 3-го года обучения, где психологи и логопеды помогают деткам прорабатывать речевые проблемы уже на уровне письма и чтения.
Проводятся занятия для школьников и в Центре «Детство». Детей с тяжелыми речевыми нарушениями (около 10% от общего числа), которым за время дошкольного образования исправить речь не получилось, определяют в школу №26.
— Каждый ребенок индивидуален, со своими заболеваниями, и результат его занятий будет всегда, просто в соответствии с его возможностями. И мы должны радоваться каждой ступеньке, которую ему удалось преодолеть, — заканчивает наш разговор Татьяна Харченко, директор Краснодарского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство».
— В Краснодаре сеть коррекционных групп развита хорошо: 210 садов реализуют программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для тех, кто имеет отклонение в речевом развитии. Для таких детей существуют логопедические группы, работающие по образовательным маршрутам федеральных стандартов. Все услуги (а для комплексной работы с детьми привлекаются различные специалисты) оказываются бесплатно.
Дети постоянно находятся под наблюдением, динамика их развития отслеживается. Результаты достигаются очень хорошие, большинство детей приходят в школу подготовленными и имеют возможность социализироваться в школьной жизни, — прокомментировала нам Наталья Полякова, заместитель директора департамента образования администрации Краснодара.
Ранее в материалах «КИ»: На Кубани для маленьких детей создают систему ранней помощи.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.