Краснодарские известия

Прописка: Кадошский маяк. Каково это – работать на горе у моря?

Скрытый с берега

От Туапсе до мыса Кадош по берегу приблизительно два километра. Дорога эта хоженая, препятствий по пути не встречается. Все время приходится идти по береговой линии каменного пляжа вдоль 70-90- метровой горы, покрытой многолетними соснами. В какой-то момент дорогу пересекает устье лесной речушки, именуемой на картах Челюскин. Ее выход к морю завален камнями – это и есть мыс Кадош. Здесь перед путником появляется несколько направлений. Можно пройти дальше вдоль берега к скале Киселева, а можно углубиться в чащу леса и оттуда подняться на несколько гор. Отсюда же тропинка ведет к самой близкой от моря вершине, на которой расположен Кадошский маяк. Он стоит на высоте около 53 м над уровнем моря. С берега сооружение практически незаметно. Но стоит отплыть на пару сотню метров – и из соснового леса появляется белая верхушка башни.

Нас встречает смотритель маяка Сергей Останин, работающий здесь с 1985 года. Родом из Сибири, но давно уже живет в Туапсе. На маяке он обитает вместе со своей семьей, женой и дочерью. Супруга работает в Туапсе, дочь учится в школе. Его служебная квартира была пристроена изначально к самой башне. Жилье небольшое, но основательное – метровые стены, высота потолков 3,5 метра. В паспорте Сергея Ильича на странице, где указано место прописки, так и записано: «Туапсе, Кадошский маяк». Останин признается, что такой адрес доставляет ему порой хлопоты. Когда его данные пытаются занести в какую-нибудь электронную базу, система не пропускает такого адресата. Приходится «селить» смотрителя на улицу Кадошскую в дом №1, что в Туапсе. А это километра 2 от маяка.

Легкая добыча для грабежа

Кадошский маяк относится к Министерству обороны России. Но все сотрудники – гражданские служащие. Сейчас здесь работает пятеро человек: четверо несут вахту – сутки через трое. Останин занимается руководством, но не брезгует при необходимости подменить своих подчиненных.

– Вы попали в то время, когда у нас идет ремонт. После зимы всегда требуется что-то починить, что-то привести в порядок, – рассказывает смотритель.

Сергей Ильич признается, что раньше, когда здесь стояли радиомаяки, работы было еще больше. Но уже само содержание здания занимает уйму времени: постоянно нужно что-то красить, что-то цементировать. Море – традиционно агрессивная среда. Соль, морская вода, ветер быстро все приводят в негодность.

Останин рассказывает, что давным-давно в этих местах устраивали лжемаяки: разжигали костры, чтобы проплывавшие мимо корабли шли на свет, и в итоге садились на мель. Это делало суда легкой добычей для грабежа. Смотритель Кадошского маяка, ссылаясь на своего друга аквалангиста, говорит, что в акватории мыса лежит много якорей. Это косвенное свидетельство того, что в этом районе было затоплено немало кораблей.

Никаких стеснений

Точных сведений о строительстве Кадошского маяка не осталось. На территории сооружения висят две таблички. Одна – на воротах при входе на территорию: Министерство обороны СССР Гидрография КЧФ Кодошский маяк, основан в 1874 году. (Орфография и пунктуация сохранены). Другая закреплена в башне – Sautter. Lemonnier & Cie. Paris ° 1884. Останин добавляет, что точно такой же маяк был построен в Сочи. Он тесно общается со смотрителем того сооружения, что помогает им обоим решать технические проблемы строений.

От того первого, построенного французами сооружения остались башня маяка, пристроенное к нему жилое помещение, а также склад и служебное здание. Изначально электричества на маяке не было. В 1927 году здесь была построена трансформаторная подстанция, в  1954-м появилась аппаратная, где дежурят вахтенные, а также дизельная комната. В ней установлены два двигателя-генератора – один «жигулевский», от завода ВАЗ, другой Lamborghini. Если на маяке по каким-то причинам нет электричества, его начинают вырабатывать двигатели: маяк должен действовать все время. Сергей Ильич говорит, что генераторы стоят уже 20 лет и ни разу не подводили. На территории разбиты огороды, растут плодовые деревья. Но, пожалуй, наиболее привлекательным местом является беседка, установленная на самом обрыве горы. Отсюда открывается прекрасный вид на всю Туапсинскую акваторию.

– Место здесь шикарное. Тут совсем другой микроклимат. У меня есть в городе квартира, но я лучше здесь буду проводить время. Когда была объявлена самоизоляция, многие сидели по домам, мы же не испытывали здесь никаких стеснений, – делится Сергей Ильич.

Виден на 21 милю

На верх башни, сделанной из листов металла, скрепленных с помощью клепок, ведет винтовая лестница. Здесь сохранились оригинальные ореховые перила. А вот дверь в башню в 2007 году, когда на маяке проводился очередной ремонт, заменили. Останин вспоминает, что коробка двери была дубовой, брусок – вытесан из цельного ствола дерева, установленного в стене.

Изначально маяк крутился. В середине винтовой лестницы проходит труба, в которой находились противовесы, подвешенные на цепях. Движение маяка осуществлялось по принципу гиревых часов – необходимо было заводить гири. Работы механизма хватало всего на два часа. Нынче от механизма ничего не осталось, труба стоит пустая.

Источник света маяка – лампа. Сейчас она небольшая по размерам и мощности, всего 150 Вт. Здесь также установлена лампа-дублер. Ее включение происходит автоматически. Современные лампы поставили в 2010 году, и они уже себя зарекомендовали. Свет от такого небольшого источника виден на 21 милю (38,8 км). Раньше были большие, 500-ваттные лампы. Они сильно нагревались, особенно летом. Лампа находится в линзе из горного хрусталя. В отличие от оптики минерал не тускнеет со временем. До 50-х годов прошлого века здесь стояла ацетиленовая лампа. До 1927-го  источником света был газ. Баллоны из-под ацетилена еще недавно хранились на территории маяка.

На куполе башни установлен флюгер. В основе его конструкции лежит шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Сергей Ильич говорит, что это устройство до сих пор исправно работает. Главное – время от времени смазывать механизм. Правда, как-то во флюгер маяка попала молния, и из-за ее удара от стрелы отлетело оперение. После этого флюгер показывает направление наоборот.

Каждый маяк светит по-особому. По частоте мерцания можно определить, какое навигационное сооружение издает свет. В случае военных действий код света маяков меняется.

С самого основания Кадошского маяка здесь был построен 12-метровый колодец, в котором скапливаются дождевые и талые воды. Жидкость собирается с крыш и сначала поступает в первый резервуар: он залегает на глубине 5-6 метров. Потом вода, пройдя септик, скапливается в колодце. Как рассказывает Сергей Ильич, по документации, вода обеззараживалась с помощью 16 килограммов серебра, но со временем драгоценный металл куда-то делся. Теперь вода очищается с применением щебня и песка. На территории маяка пытались бурить скважины, но воды не обнаружили. Сейчас сюда проведен водопровод. Но когда стоит сильная засуха, вода из крана идет плохо, и тогда выручает колодец. Пить из него жители маяка не решаются, зато используют воду для полива огорода.

Задача Сергея Ильича – делать все, чтобы навигационное сооружение продолжало исправно функционировать. У маяка есть график работы: он должен быть включен за час до полного захода солнца и выключен через час после его восхода. Также сотрудники маяка следят за четырьмя огнями-буями в Туапсинском порту: те помогают судам заходить в гавань. Останин вспоминает, как недавно ему сделали замечание: при выходе судна из порта затрудняется пеленг на маяк, так как свет от башни иногда не виден из-за разросшихся на мысе деревьев. Смотритель уже подал заявку, чтобы специалисты спилили у нескольких сосен верхушки.

Спрашиваем Сергея Ильича: зачем сегодня нужен маяк, ведь даже на самом захудалом суденышке присутствуют средства спутниковой навигации. Не заканчивается ли время маяков?

– Наверное, к этому дело идет, – размышляет Останин. – Росморпорт держал у нас одно время аппаратуру. Кнопку нажал – и можно определить до метра, где находится корабль. За границей маяки все чаще превращаются в музеи или галереи искусств. С другой стороны, приборы приборами, а визуальный сигнал всегда надежнее. Вот и ведомство, к которому мы приписаны, продолжает поддерживать Кадошский маяк в полностью рабочем состоянии.

На входной табличке Кадошский пишется через «о» в первом слоге. Как говорит Останин, именно так мыс обозначался в старой документации. Сергей Ильич уточняет, что с местного языка это переводится как «зеленый». Здесь и правда очень много сосен. Со временем «о» заменила «а».

Строительство маяка вела французская фирма. Почему возводить сооружение доверили иностранцам, непонятно. Возможно, строительство действительно началось в 1874 году и завершилось в 1884-м. Причина возведения навигационного оборудования на побережье объясняет книга А.М. Оноприенко, Э.И. Пятигорского, Г.Н. Салова и др. «Российским флотом рожденный Туапсе» (Изд., 1996): «В 1868 году началось строительство дороги, связывающей долину реки Туапсе с кубанской равниной. Сейчас это Майкопское шоссе. Строительство дороги оживило жизнь в этих местах. Поток переселенцев по суше и по морю на пароходах Одесского акционерного общества «Кавказ и Меркурий» увеличился. Для удобства мореплавания на мысе Кодош был построен маяк».

Exit mobile version