Путеводитель в объезд пробок
В ней отражено создание новых дорог и трамвайных линий, железнодорожных платформ по проекту «Городская электричка» и транспортных развязок.
— Краснодар за последние пять лет превратился в одну большую десятибалльную пробку. А за какие-то десять лет по численности населения город увеличился вдвое. Для краевой столицы Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры — как путеводитель в решении этой проблемы, — определил роль документа мэр Краснодара Андрей Алексеенко.
По словам директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимира Архипова, программа разработана в соответствии с Генпланом Краснодара и Стратегией социально-экономического развития, ее подготовили специалисты Высшей школы экономики. В ней — основные задачи по проектированию, строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.
В результате ее осуществления число ДТП снизится на 25%, стояние в пробках — на 30%, число вредных выбросов сократится на четверть. Общее число поездок на общественном транспорте возрастет на 57%, он станет более доступным для жителей новых микрорайонов, а его скорость возрастет. «Краснодарские известия» рассказывают о наиболее перспективных направлениях этого документа.
Найти место велосипедисту
Если в городе нет велодорожек, неудобства испытывают все. Велосипедисты вынуждены маневрировать среди машин, мешая водителям, либо забираются на тротуары, а от этого страдают пешеходы.
Сейчас в Краснодаре обустроено 10 веломаршрутов протяженностью 27,5 км. Они находятся в разных частях города. Например, с улицы Постовой можно накрутить педали через парк 30-летия Победы и добраться до набережной Кубани. Это, кстати, один из самых популярных маршрутов любителей двухколесного транспорта. Но в основном велодорожки совмещены с тротуаром и пешеходным движением.
В ближайшие 2-3 года по проекту «Велогород» начнется обустройство велосипедных дорожек от Западного обхода до Фестивального микрорайона и далее по ул. Тургенева, Карла Маркса до Юбилейного микрорайона, а затем и по ул. Кубанской Набережной до ул. Постовой.
Предложено несколько вариантов их обустройства:
— обособленные от проезжей части дороги и тротуара;
— выделенные велодорожки вдоль тротуара;
— велополосы на проезжей части дороги.
Начать реализацию первого этапа власти планируют уже в 2022 году.
— К 2040 году планируется обустроить 35 новых участков с велодорожками протяженностью 75 км. Вместе с уже существующими их общая протяженность в Краснодаре составит 102,5 км, — рассказал Владимир Архипов.
Добавим, что параллельно будет идти урегулирование деятельности парковок вело- и кикшеринга. Существующие велопарковки планируют перенести в места наибольшего скопления пассажиров — на территории крупных транспортно-пересадочных узлов. Среди них — Скобяной рынок, ТЭЦ, Кубанский университет, Кооперативный рынок.
Еще один немаловажный довод: по словам врачей, полчаса на велосипеде в неспешном темпе на 40% сокращают риск диабета, деменции, сердечно-сосудистых заболеваний, рака кишечника, тревожности и повышенного давления.
Вдоль по выделенке
В настоящее время в Краснодаре обустроено 20,7 км выделенных полос для движения общественного транспорта. К 2040 году планируется увеличить число участков с приоритетным движением общественного транспорта до 45 километров.
Старший менеджер компании «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко, один из разработчиков Стратегии развития Краснодара, привел конкретные цифры преимущества выделенных полос для общественного транспорта. Это больше 100 минут экономии времени в день в среднем по маршруту. В 13 раз меньше число ДТП, чем при использовании автомобиля, в 250-300 раз меньше объем вредных выбросов на одного пассажира на городском электротранспорте.
Ведь теперь «выделенки» рассматриваются не сами по себе, а как часть глобальной стратегии новой городской мобильности, предполагающей переход от личного транспорта к общественному. И уже сейчас, объясняет директор МУП «КТТУ» Александр Грачев, на действующих выделенных полосах, более загруженных в часы пик, движение общественного транспорта в два раза быстрее.
Это и есть новый вектор в транспортной политике города: переход от политики «город для автомобилей» к политике «город для людей».
Метро по-нашему: «Наземка»
Одна из главных составляющих программы — проект городской электрички. Именно она призвана стать основным средством передвижения в Краснодарской агломерации, то есть включит в себя не только город, но и близлежащие районы в радиусе 30 км вокруг него. Проектирование и строительство транспортной системы будет поэтапным, с максимальным использованием существующих железных дорог.
— Вы знаете о проекте, который одобрил губернатор Кубани, правительство страны. Он — становой хребет системы общественного транспорта, вокруг которого будут пересадочные узлы, призванные в дальнейшем снять транспортную проблему. Программа комплексного развития станет основой, благодаря которой мы сможем получить финансирование из краевого и федерального бюджетов, — подчеркнул Андрей Алексеенко.
О системе городских электричек заговорили еще шесть лет назад, когда активисты общественного движения «Городские решения» представили проект «НАЗЕМКА» (Наземное метро Краснодарской агломерации). Авторы предложили уменьшить интервалы движения электричек по уже существующим железным дорогам краевого центра: в часы пик до 20 минут, в остальное время — до 40, синхронизировать железнодорожные платформы с остановками другого общественного транспорта.
Реальные очертания проект городской электрички начал обретать в 2019 году, когда ОАО «РЖД» построило обходные пути для грузовых поездов, и теперь им не надо заезжать в Краснодар. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев тогда сказал, что регион грамотно использует новую инфраструктуру: свяжет пригороды Краснодара с его центром посредством наземного метро.
— Этот вариант прорабатывается, — сказал Вениамин Кондратьев. — Уверен, совместно с ОАО «РЖД» мы реализуем этот проект. Это важно для краевого центра, для решения проблемы транспортного коллапса.
Для жителей томящегося в пробках Краснодара, особенно тех, у кого дом в пригороде или ближайших районах, электричка даже сейчас единственный выход.
Правда, расписание составлено так, что если пропустил нужный поезд, то следующего придется долго ждать. Действительно, в графике пригородных поездов на этом направлении — Тимашевск, Староминская — всего по пять составов в каждую сторону в сутки. И если не уехал домой на поезде, который отправляется с Краснодара-1 в 18:25, то следующего придется ждать два часа. «Было бы хорошо, если бы электрички ходили хотя бы каждый час», вздыхают жители пригорода.
— От Краснодара и районов, которые попадают в агломерацию, требуется не так много. Первое: оборудовать подходы к платформам, чтобы людям было удобно пользоваться транспортом, так как в некоторых местах даже нет асфальта. Второе: создать пересадочные узлы на существующий городской транспорт, интегрировать электричку в его систему. При необходимости даже изменить маршруты. Третье: обустроить перехватывающие парковки на конечных станциях городской электрички, — считает урбанист Мирослав Валькович.
По программе протяженность железнодорожных путей возрастет на 116,6 км, число остановочных пунктов на линиях пригородного железнодорожного сообщения — на 21 единицу, число транспортных пересадочных узлов — до 7 единиц. Но все равно главным транспортом останется трамвай. Протяженность его линий в 2040 году составит 251 километр — вдвое больше, чем сегодня.
Путепроводы, дублеры, коридоры
Что касается крупных инфраструктурных проектов, то среди них такие, как строительство путепровода через железнодорожные пути по оси ул. Гаврилова и 40-летия Победы, строительство скоростной дороги Краснодар — Абинск — пос. Кабардинка, строительство транспортного коридора по ул. Тихорецкой — от ул. Володарского до федеральной автомобильной трассы М-4 «Дон», завершение строительства дальнего Западного обхода, дублеров Яблоновского и Тургеневского мостов, путепровода от ул. Гаврилова до ул. 40-летия Победы, соединения ул. Стахановской с Ростовским шоссе через ул. Солнечную и ряд других — всего 130 километров дорог.
Предусмотрены и меры по снижению вредных выбросов в окружающую среду. По сути, принятая программа — это инструмент, который позволит на современном уровне сбалансировать транспортный спрос и транспортное предложение для города. Она призвана изменить не только его облик, но и менталитет горожан.
Людмила Головченко, председатель комитета гордумы по промышленности, транспорту и связи:
— Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города, которую утвердили депутаты, включает в себя строительство, реконструкцию, модернизацию транспортных объектов с 2021 до 2040 года. Цена вопроса — 300 млрд рублей, из которых 47 млрд — средства из федерального бюджета, более 105 млрд — из краевого, 63 млрд — из городского и 85 млрд — привлеченные инвестиции, без них мы не обойдемся.Программа — живой организм, по мере осуществления в нее будут вносить изменения. В настоящий момент она включает в себя 171 мероприятие. Одно из ее главных направлений — прокладка трамвайных путей в новые микрорайоны — как к центру города, так и в самом микрорайоне. И конечно, программа будет корректироваться — в зависимости от выделения денежных средств из краевого и федерального бюджетов, принятия других программ по развитию транспорта.
Материал подготовила Марина Аванесова