Залповые ливни регулярно испытывают краснодарцев на прочность, превращая город в венецианские каналы. В этот раз под железнодорожным мостом на Вишняках образовалось миниморе, на волнах которого покачивались легковушки, а спасатели переправляли на сушу на резиновых лодках пассажиров трамвая, ушедшего по брюхо в воду. Те шутили: а не пора ли уже оборудовать здесь лодочную станцию, добавив романтики в суровые коммунальные реалии. Тем более что здесь когда-то протекала река Карасун, некогда полноводная, зарыбленная и с шикарным сосновым бором на берегу. Впрочем, через несколько часов от моря под мостом не осталось и следа.
Город заливает. Огромные лужи разливаются на Трамвайной и Автолюбителей, на Ставропольской и Вишняковой, традиционно на ул. 2-й Пятилетки, а также Мачуги, Уральской, Дзержинского, Российской и др. В этот раз большинство проблемных точек в городе были сняты в этот же день, потому что вода ушла быстро. Причем там, где раньше вода стояла сутки-двое, сейчас уходит за час-два. Это результат работы новой службы по прочистке ливневки.
Дурная слава
Когда-то давно вместо озер, которые мы привыкли называть «Карасуны», была единая река родникового происхождения Карасун, получившая свое название из-за обилия темного ила (кара в переводе с тюркского – черный, а су – вода). Остались воспоминания о том, что еще в середине XIX века она была полноводной, богатой на рыбу и раков. На левом берегу располагался сосновый лес, в котором казаки брали стройматериал для своих домов. Однако у жителей Екатеринодара Карасун пользовался дурной славой. Многие воспринимали его как рассадник малярии и других заболеваний. Да и вообще он мешал развитию городских территорий. Поэтому реку принялись планомерно осушать, засыпать землей, строить дамбы, сооружать плотины, чтобы наладить транспортное сообщение между разделенными Карасуном районами города.
Все началось с Казачьей Гребли – дамбы, появившейся в XVIII веке и остановившей течение Карасуна. К началу XX века выстроили еще несколько дамб – для удобства сообщения города с Дубинкой и железнодорожным вокзалом. Борьба с Карасуном продолжалась вплоть до 50-х годов прошлого столетия. Последний отрезок загнали в трубу и пустили под землю как раз на месте нынешней улицы Суворова.
Месть древнего русла?
Река прекратила свое существование, оставив на память красно
дарцам несколько разбросанных по городу озер, некоторые из них позже благоустроили и превратили в зоны отдыха. Но иногда во время сильных ливней начинает казаться, что древняя река Карасун обретает плоть, занимая свое прежнее русло.
Дмитриевская дамба, Шереметьевская дамба – эти названия отражают этапы осушения Карасуна, который изначально был рекой родникового происхождения. Сегодня вода собирается в русле бывшего Карасуна и во впадинах, где нет естественного стока. Раньше в историческом центре была система канав, довольно эффективная. Потом ее заменили на ливневки. Я не технический специалист, но думаю, что, прежде чем ремонтировать ливневку, ставить прокачные насосы, нужно изучить гидрологическую обстановку, рельеф местности и попытаться восстановить систему открытых стоков,
Задержал мусор
Во время ливня дождевую воду на Вишняках задержал на поверхности мусор, засоривший ливневки.
Со стороны Вишняковского рынка в эту низину потоками воды несет мусор: пакеты, полиэтилен, листву. Забиваются дождеприемные решетки, что затрудняет водоотведение,
Он отметил, что в настоящее время разрабатываются проектные решения по строительству дополнительной насосной станции, которая будет помогать при залповом сбросе двум ливневым коллекторам диаметром по 500 мм, отводящим воду от путепровода.
Подтопления во время сильных ливней случались и 10, и 20, и 40 лет назад. Сейчас площади водосбора увеличиваются, нагрузка на коллекторы возрастает. За час-полтора, если нет замусоривания, коллекторы справляются и вода уходит. Если забился мусор, наши специалисты выезжают на место и прочищают колодцы. В этот раз на перекрестке Суворова — Ленина глубина затопления была порядка 60 см. После очистки в течение полутора часов вода сама сошла. Отмечу, что массовые подтопления происходят в городе лишь тогда, когда за день выпадает месячная норма осадков. В относительно новых микрорайонах города, где ливневка строилась с трубами большого диаметра, канализация может справиться с любым объемом воды, если, конечно, она не засорена,
Вода уходит быстрее
Долгое время улицу Московскую ливни превращали в один большой залив. Проблема оставалась нерешенной около 10 лет, пока в районе улиц Московской и Петра Метальникова появился новый ливневый коллектор. С дождями ливневка стала справляться в обычном режиме, а во время залповых осадков вода уходит не за два дня, а за час. Это лишь часть масштабной работы, направленной на оздоровление городских ливневок. Сети были построены много десятков лет назад и не были рассчитаны на такое количество жилого сектора. Особенно это касается центральной части города. Сегодня в условиях плотной застройки их, конечно, недостаточно. Нагрузка увеличивается с каждым годом.
В июне 2019 года по инициативе главы Краснодара Евгения Первышова начала работу отдельная служба, специалисты которой занимаются именно прочисткой сетей ливневой канализации. По сути, долгие годы они находились на периферии дорожных работ, и ими никто толком не занимался. Сотни километров ливневки были забиты мусором, илом, незаконными врезками в городскую канализацию. Но за последний год проведена большая работа, и немало еще предстоит, чтобы привести в порядок километры магистральных сетей, расширен штатный состав службы, закуплена дополнительная техника.
Наша задача – обеспечить нормальное функционирование сетей ливневой канализации Краснодара, чтобы сильные ливни не приводили к подтоплению улиц и остановке движения общественного транспорта. Именно для решения таких проблем мы создали нашу муниципальную службу – чтобы ликвидировать подтопление после дождей в разных районах города,