Краснодарские известия

Осторожно, двери закрываются: почему КТТУ продолжает жить

Прошлись катком по «рогатым»

К сожалению, тенденция такова, что во многих российских территориях сегодня исчезает электротранспорт. Архангельск стал одним из первых городов, где исчез трамвай, заложенный еще до революции. В 2004 году по его улицам перестали бегать вагончики, а спустя четыре года закрылось и троллейбусное движение. На месте троллейбусного парка выстроили огромный торговый центр. Позже та же участь постигла Астрахань, Карпинск и Шахты. В 2008 году закрылось движение трамваев и в Иваново. Город не смог потянуть сразу два вида электротранспорта и сделал ставку на троллейбус. Потом были ликвидированы трамваи в Рязани, Воронеже, Твери, Дзержинске и других городах.

По троллейбусам каток разрушения прошелся едва ли не круче, чем по трамваям. За последние 10 лет прекратилось движение «рогатых» в Тюмени, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани, Перми… Этот список пополнил и Армавир.

Отстояли – сохранили – развиваем

Примерно такой же сценарий мог ждать и Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление. Не так давно, 4 года назад, главное транспортное предприятие города находилось на грани банкротства: за КТТУ числились большие долги. Руководство предприятия не было способно решить накопившиеся проблемы, пока не вмешалась администрация города. По инициативе мэра Евгения Первышова городская Дума одобрила выделение средств из муниципального бюджета в пользу КТТУ. Предприятие удалось не только сохранить – оно активно развивается. Одна из причин тому – новый менеджмент КТТУ и руководство городского дептранса.

Подвижной состав в городе обновляется при поддержке губернатора Кубани Вениамина Кондратьева: по его решению из краевого бюджета в 2019-2021гг. на закупку трамваев выделили 3 млрд рублей. Столько трамваев разом город никогда не закупал в своей истории.

По приоритету трамвай в Краснодаре находится на первом месте. Фактически это вид общественного транспорта, который по своим возможностям позволяет перевозить гораздо больше пассажиров, чем колесный транспорт. Поэтому администрация города дает «зеленый свет» именно ему. Начиная с 2019 года в краевом центре проводится беспрецедентное за всю историю КТТУ обновление подвижного состава. Так, на днях в Краснодар прибыл 12-й трамвай из партии 2021 года, а первые 70 вагонов уже бегают по городу: 35 из них Усть-Катавский завод поставил кубанской столице в 2019 году, еще 35 – в 2020-м. Все они курсируют на городских маршрутах.

Кроме того, впервые после долгого простоя в Краснодаре появятся новые трамвайные сети. Судите сами: последний раз в нашем городе самую крупную ветку прокладывали в Юбилейном микрорайоне еще 26 лет назад! Сейчас строится трамвайное полотно по ул. Московской – от Солнечной до Петра Метальникова. Те, кто хоть раз бывал в этом районе, не усомнятся в том, насколько здесь нужен трамвай. Также в Краснодаре планируется строительство еще трех новых линий: в Восточно-Кругликовский микрорайон, на Гидрострой и в район аэропорта. Первые два – не за горами.

Перевозим в 10 раз больше

Кто-то может возразить: а зачем сохранять и развивать электротранспорт в Краснодаре, если при этом растет цена на проезд? Некоторые кивают на Ростов, где стоимость проезда в трамвае составляет всего лишь 17 рублей.

– Электротранспорт в Ростове-на-Дону и в Краснодаре вообще не стоит сравнивать. Потому что краснодарские трамваи и троллейбусы только за 2019 год перевезли 116 млн пассажиров, тогда как в Ростове — 11 млн пассажиров. По сути, у них нет электротранспорта. К этому привело и то, что в Ростове не повышают цену на проезд, не обновляют электротранспорт, не строят новые трамвайные ветки,
– пояснил руководитель Краснодарского КТТУ Александр Грачев.

Редактор автомобильного портала «Южный автомобиль» ростовчанин Максим Черкашин признается, что по Ростову не передвигается ни на трамвае, ни на троллейбусе:

– У нас самое масштабное сокращение парка трамваев пришлось на 90-е годы XX века, что было большой ошибкой. Рельсы демонтировали на основных транспортных линиях, которые связывали спальные районы города с центром. Вместо них пустили автобусы по выделенным полосам. В итоге автобусы стоят в пробках, а ростовчане опаздывают на работу. По сути, трамвайное движение сохранилось, но только в центре города. Сегодня трамвай в Ростове – всего лишь быстрый способ добраться из центра, к примеру, на железнодорожный вокзал.

«Похороны» троллейбуса

На данный момент МУП «Троллейбусное управление» Армавира находится в стадии банкротства. Согласно решению суда введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев. До своего полувекового юбилея управление, созданное еще в 1973 году, недотянуло всего два года.

Тем временем жители Армавира не согласны с таким решением. Они создали петицию на портале change.org. Горожане настаивают не только на сохранении троллейбусного парка, но и на его развитии. По их мнению, необходимо прокладывать новые маршруты для движения троллейбусов в недоступные сейчас микрорайоны.  В принципе, это актуально и для Краснодара. Жители просят развивать троллейбусную сеть, и тут решение, наверное, в машинах на автономном ходу и «выделенках» для общественного транспорта.

Кстати, благодаря неравнодушию местных жителей удалось сохранить троллейбусы во многих городах, в том числе в Новокуйбышевске. Может, и в Армавире найдут секрет выживания электротранспорта.

Евгений Первышов, мэр Краснодара:

– Многие годы трамвайный парк вообще не обновлялся. В итоге на маршруты выходили трамваи, которые требовали капитального ремонта или замены.

В последние годы мы закупаем комфортабельные трамваи с кондиционерами, доступные в том числе маломобильным группам населения.

В муниципальном трамвайно-троллейбусном управлении нужно максимально заместить всю старую технику. Сейчас этому способствует трехлетняя программа финансирования из регионального бюджета, которая работает с 2019 года. Благодаря поддержке губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева удалось существенно обновить трамвайный парк города.