Краснодарские известия

О кубанских казаках в Харбине и слезах посла ФРГ: Как зарубежные связи развиваются в Краснодаре

«Бонджорно» — это по-нашему

— Борис Николаевич, когда все поняли, что краснодарской мэрии не обойтись без зарубежных связей? 

— Уже в 1989 году стало понятно, что огромный город на юге страны не может жить без иностранных контактов. Надо сказать, что в их развитии огромная роль принадлежит экс-мэру Краснодара Валерию Александровичу Самойленко. Он сразу почувствовал потребность в таких связях, прекрасно понимал важность международных контактов. Для их налаживания в 1989 году Валерий Александрович пригласил меня на должность помощника мэра по внешнеэкономическим связям. И в числе первых были установлены хорошие, прочные контакты с Италией — городом Феррарой — и медицинские контакты с институтом сердца города Таллахасси (Флорида).

— Побратимские связи — это не просто дружеские визиты и праздничные застолья. Как развивались деловые контакты?

— Мы устраивали бизнес-встречи, конференции и так называемые биржи контактов: это была наша находка. В первой группе итальянцев прибыло 44 человека — и у каждого была возможность побеседовать с двумя-четырьмя представителями краснодарского бизнеса. Такие встречи стали началом создания совместных предприятий. А в Краснодаре стало популярным приветствие «Бонджорно».

Контакты по всем направлениям 

— Если бы Краснодар не породнился с Карлсруэ, вряд ли бы мы знали, что есть такой город в Германии. А сейчас уже научились без ошибок произносить название немецкого города…

— С Карлсруэ успешно реализуются совместные проекты в экономике, медицине, жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, культуре, спорте, в сфере городского рельсового транспорта и проект «Умный город». Помню, в начале 90-х, когда стали разрабатывать первые модели бюджета — в формате уже не плановой, а рыночной экономики, — много общались с немецкими экономистами. Они подсказывали, что и как нужно делать, на что обращать особое внимание. А в 2008-м, когда было не ясно, как действовать в условиях кризиса, коллеги помогли минимизировать потери в сложнейший экономический период. 

Наши врачи до сих пор проходят стажировку в Германии. И не только врачи, но и средний медперсонал, школьники, студенты, квалифицированные рабочие. Немцы нам здорово помогли в период подготовки к Олимпиаде. Олимпийский комитет Германии был одним из первых, кто поддержал участие в ней России. У нас завязались контакты с известными немецкими фирмами, такими как Сименс и другими. Кто бы мог подумать, что даже полицейские найдут точки соприкосновения?! А они нашлись —
причем в дорожно-постовой службе.

С немцами вообще сложились по-настоящему теплые отношения. Помню, как в главном театре Карлсруэ выступал кубанский казачий хор. И при исполнении гимна Кубани, а потом Краснодара весь зал, более 1200 человек встали, внимательно слушали, а потом долго аплодировали.

— В свое время большую роль в развитии медицины краевого центра сыграла помощь коллег из США — побратимские связи с городом Таллахасси…

— В 90-х бригада медиков — в ее составе был Владимир Алексеевич Порханов, выдающийся хирург, академик — отправилась в Америку на стажировку. Она проходила в самом современном по тому времени институте сердца на юге США, во Флориде.

И как сегодня признает академик Порханов, краснодарскому кардиоцентру пришлось бы потратить гораздо больше времени, сил и средств, если бы наши врачи не прошли эту стажировку 30 лет назад. Более двух месяцев наши медики присутствовали и сами участвовали в более чем ста операциях, в том числе по пересадке сердца. Я тогда весь операционный процесс переводил.

Кубанский след в Китае 

— А как завязались отношения с китайским городом Харбином? 

— Они на нас вышли сами. Оказывается, в конце XIX века в числе охранявших строительство Китайско-Восточной железной дороги российских воинских подразделений была и полусотня кубанского казачьего войска. Более того, кубанцы участвовали и в основании самого Харбина — он вырос из маленькой железнодорожной станции Трансманчжурской магистрали. Когда входишь в местный городской музей, видишь большое количество фотографий того периода. На многих из них — наши земляки. Да и в архитектуре просматривается «казачий след» — был построен собор святой Софии.

В Поднебесную ездило большое количество наших художественных коллективов, мы принимали китайских оперных певцов. Китайские бизнесмены всерьез заинтересовались кубанским виноделием.

И сейчас, в период пандемии, вижу — соскучились они по нам. По Краснодару, по общению. Я твердо убежден — развитие полуторамиллионного, такого быстрорастущего города как наш невозможно без международных связей. 

И очень хорошо, что это понимает местная власть. Если глава города, председатель гордумы не чувствует вкуса к этой работе, к зарубежным контактам, ничего не получится. Надо сказать, что мэры Краснодара всегда были в них заинтересованы, и сегодня мэр Евгений Алексеевич Первышов, председатель городской Думы Вера Федоровна Галушко осознают необходимость поддержки контактов кубанской столицы с зарубежными муниципалитетами и странами, понимают, что и в этом будущее нашего города. И постоянно способствуют положительным, важным для города связям. 

Менталитет у всех одинаков?!

— Разница в менталитетах не мешает? Всегда ли вы можете понять логику китайцев или британцев?

— Я вижу различия в воспитании и образовании. Что касается менталитета, то он у нормальных людей примерно одинаков. Никто не любит грубость, неуважение к себе и традициям своего государства, своей страны, бытового хамства. Все отличают добро от зла, вежливость от грубости, истинные знания и эрудицию от нахватанности. Особенно если ты знаешь язык: тогда очень просто понять другого.

Отмечу, что мы принимаем все положительное у наших иностранных партнеров, хотя далеко не всегда принимаем их идеологию.

Что нашему хорошо, немцу — слезы

— А планы на побратимство с другими странами есть?

— Мы всерьез задумались о взаимоотношениях с Балканами. Вышли с предложением к Сербии, в Белград — их-то славянский менталитет полостью соответствует нашему. На этот счет уже есть положительные отзывы Министерства иностранных дел РФ, получили и ответ от мэра Белграда — сербы готовы к контактам с нами по самым разным направлениям. 

С подачи МИД России и его представительства в Краснодаре в лице Сергея Анатольевича Манько планируем организовать участие муниципалитета Краснодара в работе Конгресса муниципальных образований Совета Европы, сказали — уже пришло время.

— Происходили ли с вами какие-то интересные, выходящие за рамки протокола случаи? 

— Конечно. Сравнительно недавно был случай в ФРГ, когда делегация наших специалистов прибыла в Карлсруэ и встречалась с мэром и парламентариями города. А одна депутатка пришла с младенцем. У ребенка была своя программа, он стал подавать голос на второй минуте встречи — да так, что невозможно было услышать ни одного спикера. Я удивился, как терпеливо реагировали на это немцы. Хотя о чем шла речь на этой встрече, потом не вспомнил никто. Это, кстати, тоже к вопросу о менталитете.

А однажды, в рамках Дней Германии в Краснодаре в ходе конкурса посол ФРГ наперегонки с нашим вице-мэром чистил картошку и лук. Это его и подвело. Потекли слезы и он проиграл…

Города-побратимы Краснодара: 

Бургас (Болгария), Вельс (Австрия), Карлсруэ (Германия), Ноттингем (Великобритания), Нанси (Франция), Таллахасси (США), Феррара (Италия), Харбин (Китай), Ереван (Армения), Ларнака (Кипр), Сухум (Абхазия).

Все флаги в гости

Наш город посещали и посещают главы многих дипломатических миссий зарубежных стран. С 2004 года мы регулярно принимаем послов ФРГ. В краснодарской мэрии побывали послы Франции, Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании, США, Бельгии, Пакистана, Индии, Сербии, Вьетнама.

Exit mobile version