Краснодарские известия

Нужны ли реформы российскому футболу?

 В чем фишка реформ и почему их необходимо проводить

Новый импульс этим спорам дало бедственное положение ФК «Тамбов», который, скорее всего, снимется с чемпионата страны. Более того, по словам одного из чиновников РФС эта же участь в ближайшее время ожидает еще два клуба РПЛ. Масла в огонь подлило и позорное выступление российских клубов в евротурнирах. 

В УЕФА рассматривают вариант создания нового турнира взамен Лиги чемпионов и Лиги Европы, в котором планируется участие наиболее успешных во всех смыслах клубов, таких, как «Барселона», «Реал», «Ливерпуль», «Бавария» и другие. Они будут играть между собой в несколько кругов, выявляя победителя этого турнира. Это, утверждают авторы идеи, избавит европейский футбол от проходных матчей, повысив тем самым интерес к футболу среди болельщиков, привлечет больше рекламодателей, спонсоров.

Пока в этом проекте много неясностей и противоречий. И когда он осуществится — и осуществится ли вообще, — трудно сказать. Но руководители российского футбола в стремлении не отстать от европейских веяний уже сейчас раздумывают о том, как бы у себя претворить эту идею на практике.

Аргументы в пользу сокращения РПЛ те же, что и в Европе. Зачем нам такие клубы, как «Тамбов», «Уфа», «Арсенал», от которых одни только хлопоты. У того же «Тамбова» нет ни своего стадиона — он проводит домашние матчи чемпионата России в Саранске, — ни болельщиков. Участие в матчах только топовых команд должно привлечь на трибуны новые отряды болельщиков. Конкуренция будет выше. У клубов элитного дивизиона появятся дополнительные средства. Они смогут покупать серьезных иностранных игроков, присутствие которых будет способствовать росту уровня и авторитета российского чемпионата. А там, глядишь, пойдут успехи и в Европе.

Кому выгодно и кому нет сокращение РПЛ

Вот мнение по этому поводу бывшего игрока краснодарской «Кубани» максима Бузникина, ныне футбольного агента:  

– Однозначно, выиграют от этого сильные в финансовом отношении клубы и проиграют слабые, в основном, периферийные. Нам предлагают вариант с двумя дивизионами – 12 команд в элитном и столько же во втором. В главном будет все: и болельщики, и внимание телевидения, и яркие, бескомпромиссные игры.

Второй будет обделен всем этим. К примеру, кому интересно смотреть игры той же «Уфы» с «Арсеналом»? А «Спартак» или «Зенит» в Тулу уже не приедут. Да и внимания со стороны региональных властей к футбольной команде уменьшится.

Телевидение не станет показывать матчи второй группы. Снова вернемся к договорнякам – без телетрансляций трудно будет определить, сдала команда игру или нет. Постепенно футбол на периферии будет приходить в упадок. Клубы станут умирать.

Сегодня говорят о запрещении государственного финансирования футбольных команд. Клубы сами должны зарабатывать на свое существование. Но где найти второго Галицкого? В России он один.

Да, надо уходить от государственного спонсирования. В таком случае, власти в регионах должны создавать условия крупным компаниям, чтобы они были заинтересованы в финансировании футбольных клубов. Это могут быть налоговые послабления, выделение участков для развития компании и т.п. Да и сами клубы должны проявлять инициативу в поисках спонсоров. Пример «Кубани» — ведь, нашла же.

Футбол может умереть?

Слово Виталию Калешину, бывшему защитнику «Краснодара»:

– Сокращать Премьер-лигу? Я бы сказал, что это нецелесообразно. Так можно сократиться до 8, а то и шести команд. И пусть играют между собой в несколько кругов. А футбол в России постепенно будет умирать. Без команд мастеров останется абсолютное большинство российских городов. Вы можете себе представить Краснодар без такой команды?    

Упадет интерес к занятиям в футбольных школах. Футбол дети смогут смотреть только по телевизору. А им не смотреть, им играть надо. В Москву, Питер уедут единицы. А в своем родном городе нет команды, в которой мог бы со временем заиграть выпускник футбольной школы. Российские футболисты перестанут попадать в основу, в ней будут в основном легионеры. И если бы иностранцы приезжали к нам уровня Халка или Витселя. А у тех, что сегодня играют в российских клубах, чему можно научиться?

Максим Деменко, бывший игрок сборной России, «Кубани», киевского «Динамо», «Спартака», «Зенита», «Краснодара»:

– Мне вообще непонятно, зачем сокращать премьер-лигу. Играть они как будут? В три круга? Мое мнение: надо, наоборот, ее расширять. Можно, конечно, оставить пять-шесть клубов и проводить чемпионат Москвы. А что остальные города? Если в провинциальном городе есть очень богатый человек, который любил бы футбол и спонсировал бы его, значит, там эта игра будет развиваться. Для остальных же проблема.

Пойдем дальше. В высшем дивизионе станет меньше сильных футболистов. Зато будет переполнена первая лига. Так что в плане зрелищности наш отечественный футбол только проиграет.

О легионерах. Мы вкладываем в них огромные деньги. На средства, потраченные на одного игрока, можно было бы построить целый футбольный комплекс, в котором могли бы проходить обучение футболу наши дети.     

Обратите внимание, не все наши топ-клубы поддерживают предлагаемую нам реформу. Да, против те, кто находится внизу. Но в первой восьмерке команд есть противники уменьшения премьер-лиги. К примеру, «Ростов». В общем, посмотрим, что из этого получится.   

Не все легионеры одинаково полезны

Павел Стипиди, судья международной категории:

– Я против отмены лимита на иностранцев, о котором все сегодня так активно спорят. Если бы к нам хорошие футболисты приезжали, а не мусор, на котором легче сделать деньги, то лимит, наоборот, надо увеличить. К нам сегодня едут за деньгами. В основном, игроки возрастные и ниже среднего уровня. Мы платим им огромные деньги. А чемпионат получается такой себе.

У нас своих молодых много. Вон, одна только академия «Краснодара» сколько талантливых ребят выпускает. А Галицкий за большие деньги покупает средней ноги игроков из-за границы. А свои, Комличенко, Голубев, Фомин, играют в других клубах. И вот, на матч Лиги Европы в стартовом составе «Краснодара» на поле выходят 9 иностранцев.

Был у нас лимит до чемпионата мира-2018 один лимит. Говорили, это в интересах сборной России. Сборная после чемпионата мира особо не блистала. Мы не даем играть своим футболистам. Сегодня в заявке клуба на сезон должно быть 8 легионеров. Результаты сборной и российских клубов в еврокубках с каждым годом все печальнее. Так в лимите ли дело?

Утверждают, будто бы легионеры привлекают на трибуны стадионов зрителей. На кого будут ходить россияне? На пенсионера Шюррле, чемпиона мира еще 2014 года? Вермблум играл в ЦСКА. Ничем не выделялся, кроме грубой игры и постоянных стычек с судьями. А журналисты ему такую рекламу сделали. «Зенит» собрал группу аргентинцев — хоть один из них является игроком сборной этой Аргентины? В Английской премьер-лиге, между прочим, легионера и рассматривать не будут, если в его послужном списке менее пяти матчей за сборную своей страны. 

Мы зовем в наш чемпионат звезд, предлагаем им большие деньги. Все равно не идут. Никак их в Россию не затянешь.

Футбол может быть только у богатых и успешных?

Выходит, так. Мы можем прийти к этому. Кого включат, если реформа все-таки состоится, в 12 суперклубов? «Зенит», «Спартак», ЦСКА, «Краснодар», «Сочи», «Ростов», «Динамо», «Локомотив», добавим «Рубин» и еще три клуба под ротацию. Что будет с остальными, трудно предсказать.

Инициаторы проекта «12 клубов в РПЛ» утверждают, что наши футболисты не привыкли играть по два раза в неделю. Устают сильно. В этом, дескать, и причина нашего фиаско в еврокубках. Вот, если мы увеличим количество матчей в нашем первенстве с 30 до 32, что будет при новом регламенте турнира, вот тогда и посмотрим. 

Но, ведь, в прошлом году играли в таком, вот, жестком режиме – жизнь заставила, вернее, коронавирус. И ничего, выдержали. Уж если хотим быть как европейцы, надо играть по их правилам.

Давайте посчитаем, сколько наших российских футболистов играет в европейских клубах. Черышев, Кокорин, Головин, Алексей Миранчук… Больше и назвать некого. Каждый отъезд в Европу россиянина – это событие вселенского масштаба для нас. СМИ расписывают каждое движение, каждый пас, удар футболиста, который, как правило, выходит в основном на замену и проводит на поле минут 15-20.

А зачем нашим игрокам отправляться за три девять земель, вкалывать там, не щадя себя, чтобы пробиться в основу иностранного клуба, если в российском чемпионате «итак не плохо кормят». Не особенно напрягаясь, с такой зарплатой можно и на скамейке запасных у себя дома, никуда не уезжая, посидеть.

А если снизить оплату труда российским игрокам? Тогда они будут заинтересованы в том, чтобы стремится уехать в Европу в престижный зарубежный клуб. Опять же, разгрузится бюджет клуба, ему будет проще выживать. Тогда и лимит на легионеров можно будет отменить. 

Exit mobile version