Краснодарские известия

Не позволим лить воду: как не стать жертвой мошенников при поверке и замене счетчиков

Собственников квартир убеждают, что срок эксплуатации их приборов учета истек и необходимо вызвать мастера, который заменит устройство или проверит его исправность. Людей запугивают: дескать, если они не сделают этого, то будут платить за воду или электричество существенно больше. Незнакомцы звонят в дверь, представляются сотрудниками РЭПа или водоканала и
призывают срочно проверить счетчики.

Фото: Денис Яковлев, «КИ»

А Правда где?

В «Росводоканал Краснодар» звонят обеспокоенные потребители, получившие извещения-предупреждения о поверке счетчиков. В них настойчиво призывают жителей многоэтажек провести обязательную метрологическую поверку счетчиков воды. А в случае отказа от вызова мастера, который произведет поверку, угрожают увеличением платы за воду. Услуги, как не сложно догадаться, платные.

Как рассказали «КИ» в пресс-службе предприятия, извещения с настойчивыми предложениями провести поверку поступали жителям Воронежа, Архангельска, Тюмени и Оренбурга. Массированная атака была на краснодарцев. Во всех этих городах на извещениях стоит подпись одного человека — Правда И.И. Так что же правда в «страшилках»-извещениях?

Коммерческий директор «Росводоканал Краснодар» Павел Широков советует при получении сомнительных извещений обратиться к ним за разъяснениями, позвонив по телефону 217-03-33, или в свою управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК.

Мы призываем краснодарцев быть бдительнее и обратить внимание на то, что краснодарский водоканал не выдает никаким организациям доверенностей или лицензий на установку, поверку или замену счетчиков. Наши специалисты не ходят по домам с предложением что-либо поменять или купить и уж тем более — не высылают угрожающие извещения,
— отмечает Широков.

Не доверяйте красивой бумажке

Представители различных организаций маскируют свои листовки под документы коммунальных организаций. Одну из них получил и наш журналист. Чтобы отличить поддельное извещение от настоящего, «КИ» внимательно изучили его с Сергеем Мысаком, начальником отдела энергосбережения департамента городского хозяйства и ТЭК администрации Краснодара.

Это не извещение, а навязчивая реклама неизвестной компании

Предупреждение о поверке счетчика

Настоящее извещение присылает компания, которой вы каждый месяц платите за воду. Это уведомление будет персональным: с вашим адресом, фамилией и именем, номером лицевого счета, который вам присвоили для оплаты услуг. Водоснабжающая компания знает последние показания вашего счетчика и срок его поверки — многие организации указывают эти данные в платежке. Здесь вообще нет ничего из вышеперечисленного. Значит, это реклама или информационное сообщение, которое вас ни к чему не обязывает.

«Согласно постановлению Правительства с 01.01.2021 года возобновлена поверка приборов учета воды»

Эту информацию подтверждает и Сергей Мысак. Во время пандемии были заморожены работы по поверке счетчиков. Это не секретная информация. Вопрос лишь в том, имеет ли это к вам прямое отношение или нет. В паспорте прибора учета указывается межпроверочный интервал. Это тот срок, после которого счетчику требуется поверка. Если вдруг потеряли этот паспорт, данную информацию можно уточнить в своей управляющей компании или у поставщика воды.

В связи с тем, что истек срок поверки водосчетчика, «Центр метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ ставит вас в известность, что…

Этот абзац вообще можно пропустить, так как он не несет смысловой нагрузки за исключением одного но. Центр метрологии ЖКХ, если таковой вообще существует, лукавит, говоря о том, что срок поверки водосчетчика истек. У них не может быть таких данных, потому что сотрудники центра понятия не имеют, кто является собственником квартиры, которому они отправили извещение.

«Перед поверкой водомера вам необходимо вызвать контролера в срок до 09.07.2021 года. Для оформления акта на распломбировку водомерного узла, или произвести поверку/замену водоизмерительного прибора силами ЦМЖКХ. Запись на проведение работ производится по номеру…»

Вам не показалось странным, что всем собственникам нужно сделать поверку в одно и то же время? Это первое. Второй нюанс: даже если срок поверки действительно подошел, это не повод соглашаться на навязчивое предложение. Есть риск выкинуть деньги на ветер. Поверкой счетчиков занимаются метрологические компании — выбирайте любую из списка аккредитованных.

«В случае невыполнения предписания до истечения срока поверки водомера, начисления по вашему адресу будут осуществляться по норме, приведенной в таблице…»

Действительно, если не провести поверку вовремя, квартиру могут перевести на общедомовой учет. Первые три месяца плата будет рассчитываться из среднемесячного расхода, а затем — по нормативам. Суммы в платежках заметно вырастут. Вот только перевести на плату по нормативу могут не навязчивые «поверенные», а управляющая компания или ваш поставщик воды. Все зависит от того, кому вы платите за воду: управляющей компании, «Росводоканал Краснодару» или другому поставщику. Если срок скоро истекает или уже истек, значит, пора проверить точность счетчика. Это обязанность собственника, а не водоканала. Именно владелец квартиры следит, чтобы счетчик был целым и с неповрежденной пломбой, контролирует точность прибора.

Я долго не могу оставаться на линии…

Автор «КИ» Зара Хушт решила позвонить в одну из таких компаний, рассылающих извещения.

Мужчина с приятным голосом на другом конце трубки был очень вежлив, пока я не начала задавать неудобные вопросы:

Почему вы мне присылаете предупреждение, если как раз до пандемии с помощью нашей управляющей компании мы делали поверку поквартирных счетчиков? Почему тогда в извещении указано, что я буду платить по нормативу?», «А у вас имеется документ, выданный Федеральной службой по аккредитации, и как я могу его увидеть?», «Почему вы не интересуетесь у меня, по какому адресу я живу и какие именно водомеры у меня установлены?

На все мои вопросы мужчина отвечал очень невнятно, а потом и вовсе сказал: «Это всего лишь информационная рассылка в качестве напоминания. Извините, я долго не могу оставаться на линии», и отключился.

Как не обмануться?

Простые, но очень важные лайфхаки от начальника отдела энергосбережения департамента городского хозяйства и ТЭК администрации Краснодара Сергея Мысака.

  • Сохраняйте паспорт своего поквартирного счетчика, в котором всегда указывается межпроверочный интервал. Это тот срок, после которого счетчику требуется поверка.
  • В любом случае помните: поверка счетчика горячей воды в среднем производится через 4 года, а холодной — через 6 лет.
  • В промежутках между поверками собственник может спать спокойно и не реагировать на угрозы.
  • Скажите, что лично заглянете в офис компании, разославшей уведомления, чтобы обсудить детали предстоящей замены или поверки счетчика. Сотрудник организации, скорее всего, бросит трубку и больше не станет отвечать на ваши звонки.