Заметка в газете
Автор этих строк узнал об этом человеке случайно, изучая месяц назад краснодарскую газету «Красное Знамя» за 12 сентября 1937 года. Там была напечатана заметка под названием «На поиски самолета «Н-209». В ней сообщалось следующее: «Хабаровск. 11. В Петропавловск-на-Камчатке прибыл пароход «Уэллен» (на самом деле пароход назывался «Уэлен». — Прим. «КИ»). Ему поручено доставить уголь ледоколу «Красин», участвующему в поисках самолета «Н-209». Из Петропавловска-на-Камчатке «Красин» отправится в бухту Провидения».
Форма изложения этого сообщения — без пояснений — наводила на мысль, что читателям рассказывают о чем-то уже хорошо известном. Любопытство заставило разобраться, что это за самолет Н-209 и почему его так усиленно ищут. Тут и всплыло имя Сигизмунда Александровича Леваневского.
Из Москвы — в Нью-Йорк
В августе 1937 года город Фэрбанкс, расположенный в самом центре Аляски, готовился встречать советский экипаж. Месяцем ранее торжественный прием экипажу Михаила Громова оказал калифорнийский город Сан-Джасинто. В июне того же года Ванкувер (штат Вашингтон) принимал экипаж Валерия Чкалова. В Фэрбанксе ждали Героя Советского Союза летчика Сигизмунда Леваневского вместе с еще пятью членами экипажа: вторым пилотом Николаем Кастанаевым, радистом Николаем Галковским, бортмеханиками Григорием Побежимовым и Николаем Годовиковым, а также штурманом Виктором Левченко, — они летели на четырехмоторном бомбардировщике ДБ-А с бортовым номером Н-209. Их путь проходил от Щелковского аэродрома (Подмосковье) через Северный полюс на Аляску. Цель перелета, как писали в советских газетах, — проверить связь с Америкой через Северный полюс. Из Фэрбанкса после дозаправки самолет должен был отправиться в Нью-Йорк. Командира Леваневского американцы хорошо знали: в 1934 году он спас американского испытателя самолетов Джимми Маттерна, переправив его с Чукотки на Аляску, в город Ном.
За перелетом 12 августа 1937 года следил почти весь мир. Полет был в то время и техническим прорывом, и испытанием сил и возможностей человека. Граждане СССР прильнули к радиоприемникам, слушая радиосигналы, передаваемые с борта самолета.
Перелет начался в 18.15 по Москве и сначала осуществлялся в штатном режиме. Самолет пересек траверс Загорска, реку Волгу. Машина шла на высоте 820 м со скоростью 205 км/ч. Потом ДБ-А достиг Архангельска. После был Диксон. Далее пришлось лететь уже ночью по приборам. Экипаж сообщил, что был пройден остров Моржовец. На тот момент высота полета составляла 2600 метров. Потом самолет вышел на Баренцево море. К 2.20 взошло солнце, но экипажу пришлось двигаться в сплошной облачности. Опасаясь обледенения, летчики вынуждены были вести машину на большой высоте. Далее на пути был остров Земля Александры. В 13.40 по Москве Галковский передал, что самолет пересек Северный полюс. В 14.32 радист сообщил, что один из двигателей вышел из строя. Это вынуждало снизить скорость, что грозило опасностью обледенения, потом связь с экипажем оборвалась. От радиолюбителей появлялись заявления о том, что они продолжали еще некоторое время ловить неразборчивые радиограммы, однако установить источник сообщений не удавалось — самолет исчез.
Вмешалась война
В течение года СССР, Канада и США искали исчезнувший экипаж. Именно о его поисках сообщала заметка в краснодарской газете. Они были организованы по всей трассе полета — как со стороны берегов СССР, так и на побережье Аляски и Северной Канады. Но результатов они так и не дали. Официально поисковая экспедиция была прекращена в августе 1938 года. В память о разбившемся экипаже пообещали воздвигнуть памятник в Москве, имена летчиков были увековечены в ряде наименований. Семьям погибших была назначена повышенная пенсия, а также выдано единовременное пособие по 20 тыс. руб.
Согласно книге Руслана Лысянского и Владислава Мартианова «Улицы Краснодара. Историко-топонимическая ретроспектива», название улице им. Леваневского было присвоено 14 мая 1939 года. До этого она называлась Динской (присвоено до 1867 г.), затем в честь революционера Наримана Нариманова (присвоено около 1925 г.). Улица длиной около 2 км. Берет начало от ул. Ленина и заканчивается ул. Промышленной.
Тайна исчезновения Н-209 не оставляла в покое ни серьезных исследователей, ни энтузиастов. В 1938 году священнослужитель из Калифорнии доктор Хомер Флинт Келлемс отправился к побережью Аляски в поисках свидетельств исчезновения самолета. Там он повстречался с группой коренных жителей, которые поведали ему, что видели самолет в бинокль. Келлемс опросил охотников, бизнесменов, живущих вдоль побережья, устроил очную ставку двоим свидетелям и потом решился сам исследовать территорию на лодке. После он заявил, что знает, где потерпел крушение самолет Леваневского. Священник даже обратился в Посольство СССР в США, изложил в записке результаты своих поисков. Но в это время уже шла Великая Отечественная война, у страны появились другие приоритеты.
Поиски продолжаются
О записке Келлемса стало известно только в 80-х годах XX века. Журналист Юрий Сальников, разбирая документы в архивах МИДа, случайно наткнулся на нее. Результаты исследования священника вдохновили корреспондента на возобновление поисков.
Самолет Н-209 ищут до сих пор. В основном этим занимаются российские и американские энтузиасты. К ним также присоединился канадский исследователь Бил Тума. Он нашел и достал со дна океана 13 самолетов. Поиски поддерживают Общество по изучению культуры США факультета журналистики МГУ и несколько независимых российских специалистов. Пока все безрезультатно.
Мнение
Владислав Мартианов, кандидат исторических наук:
— Версии, куда мог упасть самолет Леваневского, были самыми разными. Помню, где-то в 1981-1983 годах в журнале «Техника молодежи» выходила целая серия материалов на эту тему. Одна из версий гласила, что после прохождения Северного полюса самолет занесло в Якутию. Там даже видели какое-то захоронение, но оно оказалось никак не связано с экипажем Леваневского. Была версия, что самолет заметили в Гренландии. Н-209 вез коммерческий груз, официально — пушнину. Но ходили слухи, что на его борту находились слитки золота для компартии США. Кстати, в том числе и для осуществления таких трансполярных полетов в то время проходила экспедиция во главе с Иваном Папаниным. Ученые на дрейфующей станции собирали и отправляли метеорологические данные.
Справка
Сигизмунд Александрович Леваневский родился 2 (15) мая 1902 года в Санкт-Петербурге. В 1916-м окончил три класса уездного училища, трудился чернорабочим на заводе. Участвовал в Великой Октябрьской социалистической революции, а потом и в Гражданской войне. В 1924 году стал учащимся Севастопольской военной школы морских летчиков (ВШМЛ). В 1928-29 годах был летчиком-инструктором Николаевской летной школы. До 1933 года был начальником Всеукраинской летной школы ОСАВИАХИМа (Полтава). В 1933-м Леваневский перешел в полярную авиацию. В то время он и спас потерпевшего аварию при совершении кругосветного перелета американского летчика Маттерна.
В 1934 году Леваневский участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Ему вручили орден Ленина. В 1935-м Леваневский на страницах «Правды» изложил идею трансатлантического перелета и уже тогда начал подготовку к нему. Летчик 3 августа 1935 года на самолете АНТ-25 вместе со вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Виктором Левченко попытались перелететь из Москвы через Северный полюс в Сан-Франциско. Но в полете случились технические неполадки, и над Баренцевым морем самолет был вынужден развернуться обратно (сел в районе Новгорода на аэродроме Кречевицы). Перелет в Фэрбанкс на самолете Н-209 оказался для 35-летнего летчика последним.
К слову
Именем Леваневского названы улицы в Архангельске, Казани, Липецке, Москве, Полтаве, Пятигорске, Севастополе, Сумах, Туле, Краснодаре и др., а также остров в Баренцевом море, гора в Антарктиде. Ранее имя Леваневского носило Николаевское военное авиационное училище морских летчиков (расформировано в 1959 г.).
Материал подготовил Максим Куликов