Фанагорийская археологическая экспедиция, ведущая раскопки на Таманском полуострове рядом с побережьем Черного моря, обнаружила одну из древнейших в мире синагог. Анализ сохранившихся деталей ее убранства позволяет заключить, что она была построена на стыке тысячелетий и просуществовала не менее 500 лет.
Сохранились основание и контуры стен синагоги. Внутри здания удалось найти ритуальные мраморные семисвечники (меноры), столы для литургий и фрагменты мраморных стел, на одной из которых размещена надпись «синагога» на древнегреческом.
По находкам 16 и 51 гг. н.э. можно сказать, что фанагорийская синагога существовала уже в начале I века н.э., что делает ее самой древней на территории России и одной из древнейших в мире.
Строение представляет собой прямоугольное здание длиной 21 м и шириной 6 м. Это комплекс из двух помещений, каждое площадью более 60 кв. м. Убранство внутри отличалось богатым интерьером: сохранились мраморные колонны и столы для литургий.
Стены были расписаны красками и облицованы плиткой, крыша выложена черепицей. Орнаменты найденных в храме мраморных менор уникальны и отличаются от ближневосточных.
По мнению археологов, синагога Фанагории просуществовала вплоть до середины VI века, когда во время нападения варварских племен город разграбили, а все здания сожгли. Ее относят к эпохе «Второго храма» — историческому периоду с 516 года до н.э. по 70 год н.э.
В этот период центром религиозной жизни иудеев являлся второй Иерусалимский храм, построенный на месте первого после его разрушения вавилонянами. Все религиозные ритуалы проходили здесь, синагоги были большой редкостью и возводились представителями диаспоры, которые жили далеко от Иерусалима.
Первые синагоги датируются III веком до н.э., а расцвет их строительства приходится только на III век н.э., поэтому фанагорийская синагога является одной из самых ранних в мире. О наличии в городе крупной иудейской общины уже в I веке н.э. свидетельствуют также изображения менор на амфорах и надгробных камнях этого периода.
Данные средневековых историков также подтверждают выводы о том, что иудеи составляли значительную часть населения города: византийский хронист VIII века Феофан и арабский географ IX века Ибн-Хордадбеха называли Фанагорию «еврейским городом». Современные историки считают, что иудейская община Фанагория была так же многонациональна, как и сам город.
Раскопки ведутся при поддержке фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски.