С Александром Кучминым мы познакомились несколько лет назад, когда он возглавил Западный округ. Работали вместе много и успешно. Поэтому было приятно, когда представилась еще одна возможность пообщаться с ним неофициально, так сказать, без галстука, уже в качестве первого заместителя главы администрации Прикубанского округа. Очень хотелось узнать, что он думает о развитии самого большого, активно развивающегося, но с массой проблем округа, какие планы вынашивает.
А Александр Кучмин, в свою очередь, пообещал не оставить без ответа ни один неудобный вопрос. Встретились мы во дворе обычной типовой многоэтажки
в авиагородке.
И там округ, и тут округ — в чем разница?
Александр Иванович, как первый заместитель главы Прикубанского округа — самого большого и как бывший глава самого маленького — Западного, но являющегося визитной карточкой города, — скажите, в округах одни и те же проблемы?
— Нет. Прикубанский округ активно развивается, поэтому среди основных вопросов — возведение школ, детских садов и поликлиник. Западный округ уже застроен, в Юбилейном микрорайоне даже мораторий на застройку, поэтому ситуации разные. В Прикубанском есть и сельские территории, которые входят в его состав. У них вообще другие задачи.
А что общего?
— Мы находимся с вами в замечательном дворе старой постройки, где существуют проблемы с освещением, асфальтировкой. Есть детская площадка, где игровое оборудование нужно содержать и регулярно ремонтировать. Это общегородские вопросы, потому что в каждом микрорайоне жильцы многоэтажек сталкиваются с аналогичными. Они обращаются со своими чаяниями в администрацию, к своим депутатам. На основе этих обращений и планируется работа, в том числе — очередность выполнения заявок.
А как? Ведь бюджет не резиновый!
— Да, многое зависит от средств, которые нам выделяют, и мы, конечно, ограничены в возможностях. Здесь — как в любой семье. Если бюджет небольшой, вы даже не будете смотреть на дорогие товары в гипермаркете, потому что знаете: денег не хватит. Так и хозяйственник, глава округа при рассмотрении обращений принимает решение. Чаще всего в пользу решения двух-трех небольших проблем, а не одной, требующей больших финансовых затрат. Такой вопрос, как правило, планируется на следующее полугодие или на ближайший квартал. Мы же получаем средства из местного бюджета, в том числе с учетом наших предложений.
А как вы относитесь к критике?
— К конструктивной? Хорошо. Огорчает лишь то, что люди выкладывают в интернет непроверенную информацию, а остальные подхватывают и начинают бурно обсуждать. Например, часто пишут о том, что некоторые объекты забрасывают и не ремонтируют. На той же Московской, где прокладывают новые трамвайные пути. А работы могли быть приостановлены по объективным причинам, в том числе из-за погодных условий.
У нас в редакции работает много жителей Прикубанского округа, в том числе и я. Не всегда понятно, куда все-таки нам обращаться: к вам в округ, в мэрию или профильный департамент?
— На самом деле это распространенная проблема. Краснодарцы не задумываются и идут со своими жалобами прямиком в администрацию округа. По большому счету, они и не должны вникать в иерархию городской власти, это наша работа, мы перенаправляем обращения в профильные департаменты или управления. Например, если у вас вопрос по ремонту дорог, то вам нужно обратиться в департамент транспорта и дорожного хозяйства. Но если вы придете к нам, то мы сделаем это за вас и будем следить за ситуацией. К тому же мы живем в век цифровых технологий. Всего один клик на сайте администрации или на портале Госуслуг — и ваше обращение рассмотрит нужное подразделение в кратчайшие сроки.
Что входит в компетенцию округа?
— Все вопросы, которые волнуют наших жителей. А если наших полномочий недостаточно, то мы обращаемся в департаменты. К примеру, ремонт внутри-квартальных дорог, в том числе ямочный, мы можем сделать сами. А вот если необходимо отремонтировать магистральную улицу, то мы как администрация округа доводим пожелания жителей до департамента транспорта и дорожного хозяйства.
Вот есть муниципальная программа, по которой бесплатно ремонтируют жилье ветеранам войны и лицам, приравненным к ним. Этим вопросом занимаетесь и вы, и департамент городского хозяйства и ТЭК. Вы разве не дублируете друг друга?
— Мы вообще земные работники, потому что ближе всех к горожанам. Нам подают заявки, после чего формируем списки участников программы и передаем в департамент городского хозяйства и ТЭК. Именно этому департаменту выделяются средства, и дальше специалисты курируют все работы. Поэтому мы не дублируем друг друга, а совместно работаем.
О доме судят по двору
А вы сами где живете?
— В обычном многоквартирном доме, поэтому не понаслышке знаю о проблемах, с которыми сталкиваются жители многоэтажек. Самая главная из них — неумение жителей договариваться. Огораживают спортплощадки железными прутьями — не нравится, потому что их нужно варить, а это издает шум. Поставили лавочки — начинают сыпаться жалобы от жильцов первых этажей, которым мешают разговоры и крики под окнами.
Как найти золотую середину?
— В тех домах, где соседи живут дружно, есть замечательный ТОС, старшие по дому, которые объединяют всех, и конфликтов не возникает. Давайте возьмем сезонную тему: где взять воду на полив газонов, деревьев, травы в общем дворе? Там, где люди хотят жить в чистоте и красоте, оплачивают воду на общие нужды по строке «Содержание и ремонт жилья». А кто-то считает, что администрация должна прийти к ним во двор и регулярно поливать деревья и кустарники. На отмежеванных территориях мы не имеем права тратить бюджетные деньги, это нецелевое использование средств. Поэтому еще раз повторюсь: важно договариваться с соседями.
Что вы чаще слышите: недовольство или благодарность?
— В основном сначала критикуют. Когда ремонтируют дорогу, то испытывают дискомфорт автомобилисты, а жильцов близлежащих домов беспокоит шум и пыль. Но, когда все видят свежий асфальт и ровные тротуары, благодарят. Нацпроект «Безопасные качественные дороги» позволил привести в порядок даже небольшие улицы, которые десятки лет не видели ремонта. Одна Гастелло чего стоит! Она много лет стояла разбитая, а в этом году ее наконец заасфальтировали. Возникли долгожданные тротуары — их вообще не было. Улица оживилась: появилось много машин, люди ходят пешком, а мамочки гуляют с колясками.
Александр Иванович, многие не верят, что можно самостоятельно изменить жизнь целого двора к лучшему. Мол, нет смысла обращаться куда-то за помощью, все равно никто не поможет. Вы с этим согласны?
— Конечно, нет. В городе есть масса примеров, когда с авторитетным лидером дома и дворы, даже из старого фонда, выглядят как на картинке. Обращаются к нам, своим депутатам, в мэрию, участвуют в различных программах. По программе капремонта меняют крыши, инженерные коммуникации, лифты. Зачастую бывает и так, что депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и городской Думы объединяют свои силы и возможности, благодаря чему во дворах устанавливают современные детские, спортивные площадки, зоны отдыха. Тем, кто хочет жить в комфорте, никто не может помешать.
А вот лично вам, не как чиновнику, а жителю Краснодара, кому хочется больше помогать: тем, кто болеет за общее дело, или тем, кто бездействует?
— Ответ лежит на поверхности: всегда хочется помогать, а не делать за кого-то. Взять хотя бы те же субботники. Приятно что-то делать сообща, а не поодиночке. Но как оказать поддержку тем, кто даже не обращается к нам? Это я вам отвечаю как житель города. А как руководитель скажу: мы никого не оставляем без внимания.
Часто ли вам приходится работать в выходные?
— Не без этого. К примеру, в прошлые выходные жители поселка Краснолит остались без воды из-за поломки скважины — занимался этим вопросом.
Все дело в любви
Я не раз была на встречах с жителями Прикубанского округа, где разгорался такой накал страстей, что хотелось просто встать и выйти. Как вы справляетесь с негативом?
— Самое тяжелое в любой отрасли — работа с людьми. Давайте возьмем торговлю. Обычный кассир в магазине обслуживает за день сотни людей. Кто-то спокойно пройдет, а кто-то устроит скандал по поводу просроченной продукции или брака на полках. Но, согласитесь, виноват не этот работник. У нас тоже зачастую так происходит. Как выходить из сложной ситуации? Вас этому нигде не научат — только жизненный опыт. А людей нужно не просто слушать, но и слышать. Негатив ли это или хвалебные речи — неважно. Главное — извлечь урок и помочь людям. Ведь мне, как и любому краснодарцу, не хочется ходить по лужам. И я прекрасно понимаю людей, которые жалуются на неработающие ливневки. Иногда кажется, что жители хотят тебя поднять на вилы, но ничего не поделаешь, такая у нас работа.
Нет такого факультета, где бы готовили глав округов и их заместителей. Какими качествами нужно обладать?
— Ответ очень простой: все дело в любви к своему делу. В вашем случае — любви и уважении к читателю. Разве не так?
А как берете специалистов на работу?
— Важно понимать, что даже на фабрике есть два типа работника: один за день перевыполняет норму, а другой и стула не сможет собрать. Так же и у нас. Первое, что мы спрашиваем, когда принимаем людей на работу: для чего вы идете в администрацию? Лично я отвечу на этот вопрос так: чтобы помогать людям, как бы это пафосно ни звучало. Нельзя за проблемами краснодарцев наблюдать через окно служебного автомобиля — нужно выйти, пообщаться, погрузиться в проблему. В этом как раз наши профессии схожи. Поэтому желаю «Краснодарским известиям» верных читателей и больших тиражей!