Многие из них сохранились в отличном виде до наших дней. Благодаря работе организаторов выставки «Осколки прошлого» история этих символов минувшей эпохи раскрывается в полном смысле.
В первой части мы рассказали о смальтовом панно «Я вызову любое из столетий», сине-белой эмблеме «Чайки», композиции, посвященной пожарным, и многих других. В новом материале вас ждет обзор еще десяти уникальных мозаик.
1. НЭСК, ул. Старокубанская, 114
Автор эскиза – Анатолий Лукашов. Исполнители: Анатолий Лукашов, Сергей Чечет, Вячеслав Кисляков и др.
Годы создания – 1980-е.
Это один из лучших примеров синтеза архитектуры и монументально-декоративного оформления в Краснодаре. Мозаика гармонично вписана в модернистскую архитектуру здания. Сюжет достаточно сложен и включает в себя ряд символов, которые трудно расшифровать без комментария автора, которого уже нет в живых.
В нижней части композиции находится фигура человека с поднятой рукой — «Модулор», который стоит на перевернутом треугольнике с цветком внутри. Фигура создана известным архитектором-модернистом Ле Корбюзье. Это графическая схема антропоморфной системы пропорционирования, согласно которой, по мнению Ле Корбюзье, должна была строиться архитектура будущего.
Выше фигуры вы можете заметить различные концентрические абстрактные формы, вызывающие отдаленные ассоциации с «Новой планетой» К. Юона. Далее они переходят в зигзагообразную линию, над которой располагается горящий факел.
В верхней части композиции парят три белых голубя – универсальные символы мира ХХ века, окруженные листьями оливы. Над ними же расположена некая формула, а в самом верху – подобие пейзажа с круглым объектом непонятного значения. Общий модернистский пафос мозаики заключается в стремлении к светлому будущему, вере в научные открытия и силу искусства, которые способны преобразить жизнь людей к лучшему.
Подпись с инициалами Ч.С.Т. внизу панно оставил руководитель бригады исполнителей Сергей Чечет.
2. Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149
Автор эскиза – Анатолий Беломыцев. Исполнители: Игорь Демиденко, Иван Ерешко, Анатолий Лайзан, Виктор Онуфриев, Эдуард Барышев.
Годы создания – 1975-1978, реставрации – 2019-2020.
Сюжет мозаики посвящен науке и образованию. Он разделен на четыре сцены, объединенные вертикалью женской фигуры.
В левом нижнем углу изображены ученые, предположительно Николай Коперник и Михаил Ломоносов, с атрибутами, соответственно, астрономии и химии. В правом — летописец Нестор и некая фигура в плаще. Вверху слева — изображения космонавта, предположительно Юрия Гагарина, ученого в халате и девушки, записывающей показания научного прибора. Справа «проходит» занятие в школе рабочей молодежи на заводе.
Изображения различной электронной техники как символа технического прогресса часто включались в мозаики 70-80-х годов. Композиционным и пластическим лейтмотивом мозаики является символический образ древа как метафоры познания. Во-первых, сама композиционная структура панно повторяет форму дерева, в ветвях которого располагаются фигуры людей. Во-вторых, центральная женская фигура пластически трактуется как колонна, а, как известно, форма колонны в Древнем мире и Античности уподоблялась стволу дерева.
Геометрический фон с рядом вертикальных полос подчеркивает стремление вверх, ввысь — к новым достижениям науки.
Во время реставрации в 2019-2020 годах небольшие повреждения мозаичного слоя устранил Игорь Демиденко.
3. Дом культуры ВОС, ул. Московская, 65А
Автор эскиза – Борис Сирома. Исполнитель неизвестен.
Годы создания – 1980-е.
В оформлении домов культуры часто использовались образы работников творческих профессий, и ДК ВОС не стал исключением. Здесь есть достаточно условно трактованные фигуры певицы с микрофоном, арфистки, жонглера с зонтом и шарами, гимнастки с обручем и мячом. Чуть выше них находится лицо актера с более индивидуализированными чертами лица. Многие отмечают его некое сходство с Иосифом Бродским. Комическая театральная маска в руках актера противопоставлена его задумчивому лицу, как бы подчеркивая разницу между сценическим образом и реальной личностью.
Фон мозаики складывается из множества цветных плоскостей – желтых, красных, синих и других. Они пересекаются, преломляются и накладываются друг на друга под разными углами как своеобразные кубистические витражи. С обеих сторон композицию обрамляют вертикальные полосы из смальты с постепенным градиентным переходом из золотого в белый цвет. Такая же полоса, судя по всему, скрыта под вывеской «Дом культуры ВОС».
На торце здания находится небольшой фриз с изображениями музыкальных инструментов. К сожалению, сейчас через него проходят воздушные линии кондиционирования.
4. Пожарно-спасательная часть №1 (торец), ул. Мира, 56
Автор эскиза неизвестен. Исполнитель – Виктор Онуфриев.
Год создания – 2000.
Это наиболее поздняя из известных мозаик в Краснодаре. Ее выполнили за несколько лет до ликвидации Художественного комбината. В ней органично сочетаются элементы разновременных художественных традиций – от Средневековья до авангарда.
Например, фигура пожарного, держащего в руках ребенка, – это своеобразная парафраза образа Богоматери, а ряд вложенных друг в друга округлых форм в левом нижнем углу – это вариация рисунка небесных сфер. Этот образ известен еще с Античности и часто встречался в средневековых алхимических трактатах как аллегорическое изображение устройства мира.
Обычно в таких изображениях четыре стихии окружают землю, и здесь даже обозначены две из них – огонь и воздух. Визуальный язык панно, конечно, модернистский. Композиция построена по монтажному принципу из разных сюжетов. Эта мозаика содержит подпись, но, по утверждениям многих художников, членов Художественного комбината, она принадлежит исполнителю, а не автору эскиза.
5. Жилой дом, ул. Ставропольская, 183
Мозаика посвящена теме мира и дружбы народов. Три руки разного цвета вместе держат Знамя Мира над земным шаром.
6. Трамвайная остановка «Улица Клиническая»
На недавно очищенной от наслоений граффити и объявлений остановке общественного транспорта можно увидеть единственный сохранившийся в Краснодаре пример мозаичного оформления такого рода объектов.
7. Жилой дом, ул. Стасова, 153
На нижнем панно молодая пара отдыхает на цветочной поляне, на верхнем – стая аистов летит на фоне солнца. Простой сюжет содержит легко читаемый символический подтекст. Силуэты фигур изящными изгибами выделяются на фоне окружающего пространства, в них чувствуется влияние графики Матисса. Художнику удалось минимальными средствами достичь эмоциональности и выразительности образа.
8, 9 и 10. Жилые дома, ул. Селезнева, 152, 172, 182
На первой мозаике с элементами сграффито видно очень условно трактованные цветки тюльпанов. На второй, выполненной в той же технике, – голубоглазая девушка с волосами, похожими на спелые колосья пшеницы, смотрит на восходящее солнце. На третьей, из керамической плитки, изображена фигура оригами, напоминающая птицу.
Материал подготовил Максим Дмитриев