Краснодарские известия

Могут ли излишки сахарной свеклы превратиться из проблемы в прибыль?

Всем ветрам назло

В решении министерства есть резон: в последнее время в агросекторе края заметен ощутимый профицит сахарной свеклы. Иначе говоря, переизбыток. И, по большому счету, эта проблема из разряда приятных. Почему?

Составляющая профицита — растущие из года в год урожаи свеклы на территории региона, — поясняет Александр Маймуленко, главный специалист (агроном) МБУ ИКЦ Павловский. — Что говорит, в свою очередь, о поступательном и динамичном развитии в нашем крае данной важной отрасли.

И следует заметить, зачастую рост урожая происходит не «благодаря», а «вопреки». В чем можно убедиться на примере ООО «Агромаркет» — многопрофильного холдинга, ежегодно собирающего в Павловском районе урожаи свеклы и других стратегически значимых сельскохозяйственных культур. Здесь зачастую урожайность стремится снизить сама стихия.

Одним из основных и самых эффективных наших вредителей является ветер, — вводит в курс дела Матвей Тимченко, главный агроном ООО «Агромаркет». — Он может сильно посечь листву свеклы или уничтожить львиную долю посевов.

Идите вы лесом!

За доказательствами далеко ходить не надо. Так, недавно в близлежащей станице порывами ветра была снесена половина клетки на свекольном поле. Если кто не знает, «клетка» на сленге свекловодов — мера измерения площади посевов.  Ее параметры — 500 метров в длину и 1500  в ширину, у нее всегда есть свой порядковый номер.

Одним словом, ветер погулял неслабо. Однако это больше исключение, чем правило: в последнее время визиты ветра не приносят такого большого урона. Так кто же у свеклы на страже?

Урожай наш защищают лесонасаждения, — небольшой ликбез от фермера Игоря Михеева. — Для ветра лесополоса становится естественной преградой — как дамба для волны при шторме.

«Морская» аналогия усилена упоминанием о бурях. Но не тех, что с девятым валом, а сухопутных — пыльных. Ущерб от них тоже бывает серьезным; однако здесь тоже смягчают удар посадки деревьев в степи.

Ссора с сорняками

Но никакому деревянному щиту не совладать с сорным растением — настоящим бичом для кубанской свеклы. 

Сахарная свекла — культура очень нежная, — говорит Матвей Тимченко. — Она любит чистую почву, загрязнить которую не прочь разнообразные сорняки,  плодовитые и жизнестойкие.

По информации от агронома, среди непрошенных гостей свеклы — осока, вьюнок, бодяк, канатник и примкнувшая к ним небезопасная для человека амброзия. Однако на этих персон нон грата есть ВИП-персона по имени гербицид.

Он важен и незаменим при очистке посевов свеклы от сорных растений, — делится информацией фермер Игорь Михеев. — Я сам редко обхожусь без использования химии при работе с сахарной свеклой.

А как же вред от гербицида, о котором так много говорится и в прессе, и в научных трактатах?

Самозащита без химиката

Слухи о смерти растений от гербицида сильно преувеличены, — ответ Матвея Тимченко в духе Марка Твена. — Публикации на эту тему, вероятнее всего, -заказ от лобби экологов.

То есть химия для нас абсолютно безопасна? Ну, не совсем, конечно…

Вы же не будете употреблять свеклу в сыром виде, — пожимает плечами фермер. — Сначала обязательно подвергнете ее тепловой обработке, после которой от химикатов не останется и следа.

Но это не значит, что гербициды можно применять в неограниченном количестве — от их излишков пострадает сама свекла. Впрочем, уберечь себя от сорняков свекла способна самостоятельно. 

Когда она хорошо идет в рост, ее листья раскрываются, смыкаются и придавливают сорное растение, — детали от Матвея Тимченко. — Под этим естественным «прессом» сорняк не может дальше развиваться и растет гораздо медленнее.

Так что не гербицидом единым: в данном случае «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Точнее, листьев, а не рук. Но и рук, впрочем, тоже.

Навес и ныне там

В повседневной работе со свеклой очень трудно переоценить человеческий фактор, — утверждает агроном Александр Маймуленко. — Даже самые продвинутые технологические новшества (средства против сорняков, удобрения, современная уборочная техника) не заменят на земле людей.

С этим вряд ли поспоришь. Вот в хозяйстве ООО «Агромаркет» трудится  165 человек: трактористы, разнорабочие, слесари, токари, строители. 

Благодаря работе наших высококлассных специалистов машины хозяйства всегда на ходу, — не без гордости сообщает Матвей Тимченко. — А усилиями строителей возведены навесы для техники, залит пол бетоном, уложен на крышу шифер.

Однако это все сделано ради удобства людей и машин. О растениях-то не забыли?

Разумеется, нет, — говорит главный агроном. — Так, в холдинге активно эксплуатируются два тока для хранения пшеницы.

По тридцать. Но завтра

Словом, есть у хозяйства закрома для зерна. А для свеклы?

  — Да она и нуждается в отдельных «апартаментах», — вновь комментарий от главного агронома. — Как только соберем очередной урожай, отвозим его на завод по переработке свеклы.

Конечным продуктом переработки — сахаром — отныне может распоряжаться  хозяйство по собственному усмотрению, предварительно выкупив свой товар у завода. Ведь кроме зернохранилища у холдинга появились три уютных ангара для сахара и прочих аграрных культур. Складские помещения работники хозяйства, между прочим, построили самостоятельно. Сахар в ангарах хранится вплоть до реализации.

Процесс купли-продажи проходит следующим образом, — рассказывает Матвей Тимченко. — Созваниваемся с покупателем, который предлагает нам за центнер сахара, условно говоря, двадцать копеек. «Спасибо», — отвечаем мы и выходим на другого потенциального клиента.

А другой, возможно, вместо двадцати предложит тридцать. Ну, или третий (четвертый, пятый). 

Из песни слов не выкинешь

Не факт, что фигурантом торгового соглашения станет серьезный солидный партнер, — пожимает плечами Матвей Тимченко. — Иногда нашей экономической службе приходится иметь дело с представителями фирм-однодневок, иногда и вовсе к нам обращается обычный перекупщик. Но главное — быть в поиске, а не стоять на месте.

Что ж, под лежачий камень не только вода не течет, но и сахар не сыпется.  «Кто ищет, тот всегда найдет» — припев из песни тридцатых годов прошлого века актуален и для двадцать первого столетия. 

Творческий поиск и упорство в сельском хозяйстве необходимы, — убежден Матвей Тимченко. — Причем не только в торговых сделках, но и на производстве.

Семенной патриотизм

Собеседник «КИ» сразу же привел пример. «Знатоки» не раз ему внушали, что семена для свеклы надо брать только отечественные. Но Матвей решил прибегнуть к нестандартному решению и закупил партию импортного материала. Как признается бригадир, результаты проводимого на протяжении нескольких лет эксперимента превзошли все ожидания.

Наш семенной материал дал в итоге урожай 380-400 центнеров с гектара, — резюмировал агроном. — У «иностранцев» же родилось в среднем 470-500 центнеров, а на отдельных участках — и по 550-600 центнеров.

То есть — прощай импортозамещение? А вместе с ним — квасной патриотизм? Так или иначе, но страну-импортера Матвей называть наотрез отказался: говорит, конкуренты не дремлют.

Конкуренция в бизнесе, как и щука в реке, — для того, чтоб карась не дремал. В данном случае — предприниматель. Не будут спать сельхозпроизводители — получат шансы отыскать для сахарной свеклы новые рынки сбыта, в том числе  за пределами Кубани и даже за границами Российской Федерации. И тогда, возможно, вновь станет рентабельным выращивание этой популярной аграрной культуры в прежних рекордно высоких объемах…

Читайте новости там, где удобно: Instagram Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.

Exit mobile version