В конце июня премьер-министр страны Михаил Мишустин поручил до 15 сентября проработать возможные маршруты дороги Кисловодск — Адлер, которую активно обсуждают последние пять лет. Такую задачу председатель правительства поставил сразу четырем ведомствам по результатам рабочей поездки в Северо-Кавказский федеральный округ. Он также поручил определить примерную стоимость работ, источники финансирования, возможности применения механизма государственно-частного партнерства, эффект от реализации проекта.

Эксперты считают, что дорога будет способствовать росту турпотока и поможет создать уникальный всесезонный курорт, соединив морские, бальнеологические и горнолыжные кластеры Ставрополья, Северного Кавказа и Краснодарского края. Однако приступить к реализации этого амбициозного проекта мешает экологический фактор.

Заповедник преткновения

Проложить прямой путь из горного кластера к побережью планировалось еще в 60-е годы прошлого века. В 2016 году власти Ставропольского края вернулись к этой идее и показали обновленный проект дороги из Кисловодска в Адлер. Он предполагал создание четырехполосной трассы протяженностью 334 км, проходящей по территории Ставрополья, Карачаево-Черкесии и Кубани.

При этом часть дороги уже существует, но нуждается в реконструкции. Проект также предусматривал создание двух тоннелей, которые позволят исключить дорожный серпантин. Интерес к строительству трассы на условиях государственно-частного партнерства высказывали фонд Pariano Invest из ОАЭ и китайская строительная компания.

По данным сервиса Google Maps, сейчас расстояние от Кисловодска до Адлера по действующему маршруту составляет 628 км. Это 10 часов 25 минут в пути на машине. Таким образом, строительство новой трассы позволит сократить время поездки в два раза — до пяти часов.

Последний раз вопрос о создании дороги из Кавминвод к побережью поднимался в октябре прошлого года, когда курирующий Северный Кавказ вице-премьер РФ Юрий Трутнев поручил профильным министерствам внести свои предложения. Позже глава Ставропольского края Владимир Владимиров заявлял, что строительству трассы мешают 14 км Кавказского биосферного заповедника, который включен в наследие ЮНЕСКО.

Дорога с курортов Кавминвод в Сочи на первый взгляд кажется интересным и экономически оправданным проектом. Но я всегда говорю: экономика ради экономики нам не нужна. Представления об этой трассе, которые есть сегодня, подразумевают строительство на территории Кавказского государственного биосферного заповедника и Сочинского национального парка. Любое вмешательство в природу должно быть оправдано. И к реализации этой задумки, даже на уровне проектирования, нужно подходить более чем взвешенно,
— говорил в 2017 году губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.

Природу спасут тоннели

Эколог-биолог Вениамин Голубитченко рассказал «Краснодарским известиям», что строительство дороги угрожает пересечению путей миграции редких животных.

В заповеднике много реликтовых растений, обитают очень редкие и трудно восстанавливаемые виды животных: зубры, переднеазиатские леопарды, медведи. Та часть заповедника, через которую пройдет трасса, станет для них необитаемой. Это может привести к экологической катастрофе,
— убежден Вениамин Голубитченко.

Он также добавил, что заповедник примыкает к государственной границе с Абхазией и Грузией, поэтом проложить дорогу в обход не получится.

Однако реализовать проект без вреда для природы все же возможно, уверен один из основателей автомобильно-дорожного факультета КПИ (ныне ИСТИ) КубГТУ, заслуженный строитель Адыгеи, кандидат технических наук, доцент, специалист в области проектирования и диагностики автодорог Сергей Близниченко. В беседе с «Краснодарскими известиями» он отметил, что был разработан вариант без прохождения дороги по территории Кавказского заповедника. Сделать это планируется за счет прокладки под плато Лаго-Наки и других горных хребтов нескольких тоннелей глубиной до 1 км и длиной от 1 до 20 км.

Никакого ущерба заповеднику при этом нанесено не будет. Главное, чтобы были осуществлены заранее правильные геологические изыскания по трассе проектируемой горной автомагистрали. Однако попытки избежать ущерба природе способствуют увеличению стоимости работ. Реализация проекта может обойтись в несколько триллионов рублей,
— прогнозирует Сергей Близниченко.

По мнению эксперта, строительство трассы даст новый импульс к развитию сразу нескольких регионов юга страны.

Дорога свяжет Минераловодский и Черноморский туристические кластеры, в 2,5 раза сократит расстояние между курортами, пропорционально этому снизит затраты на пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом и время в пути,
— пояснил эксперт.

Кроме того, появятся новые возможности для развития бизнеса, в том числе за счет введения платы за проезд автомобилей, строительства новых мотелей, площадок отдыха, магазинов, туристических баз, автозаправок.

Существует много вариантов создания этой трассы, но когда она будет готова, то достаточно быстро окупится и будет приносить прибыль инвесторам, которые вложат деньги в этот проект,
— считает Сергей Близниченко.

Какой вариант в итоге выберут специалисты — узнаем уже этой осенью. Надеемся, что в сентябре в этой долгоиграющей дорожной истории будет поставлена точка.